Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим | Ставропольский Благовест

Выбрать страницу

Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим

Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим
Реклама

Центральное место на иконах этого типа всегда занимает фигура Иисуса Христа, восседающего на ослике. Позади Господа – Его последователи, ученики. Согласно иконографическому сюжету, соответствующему историческому, Христос въезжает в город, где Его встречает ликующий народ (Мф. 21, 7-9). За Спасителем следуют Его ученики. Взор Христа, как правило, бывает обращен именно на них.

Толпа встречающих изображается справа (если смотреть со стороны зрителя). Часто представители этой толпы пишутся на фоне высоких городских стен. В буквальном восприятии эти постройки – образ иерусалимских строений.

Однако данный иконографический компонент имеет и другую интерпретацию, которая не противоречит буквальной. Если фигуры шествующих за Спасителем апостолов пишутся склоненными в знак смирения и признания Иисуса Христа Господом, то фигуры встречающих стоят почти строго прямо. Это подчеркивается вертикалью высоких стен.

Через такое иконографическое решение проводится мысль о стене неверия в Иисуса Христа как Мессию, о стене неприятия, воздвигнутой теми иудеями, которые не уверовали в Него как Бога: всего через несколько дней после торжественного входа Господа в Иерусалим многие иудеи требовали Его распятия (Мк. 15, 13-14).

В нижней части икон этого типа изображены дети, некоторые из них держат пальмовые ветви, некоторые постилают одежды перед Христом. Также дети бывают представлены на пальме, которая обычно изображается на заднем плане, – они смотрят на Спасителя и режут ветви (Мф. 21, 8).

Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим

Часто дети бывают изображены в белых одеждах, что в православной иконографии нередко служит символом чистоты. В этом, помимо буквального смысла, можно видеть и более глубокий, нравственно-поучительный: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Помимо пальмы на заднем плане бывает представлена гора, внешний контур которой, так же как и изгиб пальмы, гармонирует с контуром фигуры Христа и везущего Его ослика: даже неразумная тварь, в отличие от иудеев, не уверовавших в Спасителя, подчиняется воле Божией.

По материалам сайта azbyka.ru
Реклама

Видео

Загрузка …