Выбрать страницу

До скончания веков

До скончания веков
Реклама

Елена АНОХИНА

Больше века прошло со времени прихода к власти богоборцев в ходе государственного переворота 1917 года. Сколько поколений с тех пор отлучено от Церкви Христовой! Теперь с трудом воцерковляется Россия, потому что ничто хорошее легко не дается.

Как, например, объяснить человеку, ничего не знающему о своей вере, что душу свою тоже надо очищать, как тело и одежду? Как убедить не судить строго и тех, кто крестится при пении ектений на литургии, и тех, кто произносит проповедь с амвона? Он и слов-то таких не знает…

Не дремлет враг рода человеческого, любыми путями отвращает от дома Божия, нашептывая, что ходят туда или дряхлые старушки, или сумасшедшие, или фанатики, которым «попы там мозги промывают, чтобы управлять толпой и мерседесы себе за их счет покупать». Что ответить?

Что создал Церковь Сам Господь наш Иисус Христос и что она – Тело Его на земле и на небесах. И с искренней любовью пожалеть тех, кто не желает переступать порог храма, боясь задуматься о своей жизни и – что еще страшнее для нецерковного человека – изменить ее. Но стучащему открывают.

До скончания веков-о жизни Церкви-Таинство крещения

Вот и мы через наши статьи взываем к сердцам людей. Для этого и рассказываем о жизни Церкви и народа ее, как простых прихожан, так и священства. Где вы еще узнаете, чем живет и о чем думает пастырь? В Интернете интервью с батюшками в основном тематические. И поэтому, встретившись со священником Игорем Дудко, я расспросила его и про путь, которым пришел он на служение Богу, и про настоящий этап жизни, и про то, о чем думает и к чему призывает молодой пресвитер в год своего 35-летия.

В предгорьях Кавказа

По материнской линии иерей Игорь Дудко – из древнего казачьего рода Есауловых, значащихся среди фамилий основателей станицы Баталпашинской. Когда станица разрослась, стала она городом Черкесском, где в 1985 году и родился будущий пастырь. Тогда Карачаево-Черкесия еще входила в состав Ставропольского края, если кто не знает.

До скончания веков-о жизни Церкви

Мама Ирина Александровна по образованию – техник-строитель автомобильных дорог, трудилась и по специальности – проектировщиком автомобильных дорог, и бухгалтером в одной из организаций Черкесска.

Поднимала она сына одна (разошлась с его отцом, когда мальчику было пять лет) и виделась с ним только утром и вечером: надо было на хлеб зарабатывать. И много времени Игорь проводил со своим дедом Александром Ивановичем Есауловым, Царствие ему Небесное. Ценили его на обувной фабрике, где работал механиком-наладчиком, за высокий профессионализм и мудрость.

– Никогда дедушка не сквернословил, не видел я и панибратского отношения к кому бы то ни было, – вспоминает отец Игорь. – Считаю, что сказалось казачье воспитание, которое заложили родители. А прадед мой состоял в казачьем совете старейшин Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска в Черкесске, действующего даже в двадцатые-тридцатые годы прошлого века, при советской власти.

До скончания веков-о жизни Церкви

Бабушка Валентина Алексеевна работала швеей на той же фабрике, что и дед. Застал я в живых и прабабушку Анну Константиновну Калмыкову. Все они были людьми глубоко верующими, регулярно ходили в храм, исповедовались и причащались.

В семье сложилось мировосприятие маленького Игоря с правильно расставленными приоритетами: Бог, Церковь Христова, Отечество, семья, потом все остальное. Что дает возможность лучше понять этого цельного, прямого, хорошо воспитанного и высокообразованного человека. Такое сочетание личностных качеств в наше время – редкость.

Как испокон веков положено было в казачьих семьях, обучению ребенка уделялось большое внимание. Помимо занятий в детском саду мальчик посещал репетитора, поэтому в первый класс пришел подготовленным, умел читать, писать и считать. Правда, с поломанной рукой – с гаража упал (ребята во все времена с удовольствием лазают по крышам!). С того возраста он себя и помнит.

В старших классах любимыми предметами стали история и литература, Игорь даже грамоты получил за особые успехи в их изучении. И до сих пор безмерно благодарен преподавателю истории Лолите Айсовне Каракетовой, невероятно эрудированному специалисту в своей сфере.

Она закладывала в образование учеников монументальный фундамент знаний, приучала говорить, избегая слов-паразитов, прививала интерес к наукам и родной речи. Знает отец Игорь, что Лолита Айсовна черпала энциклопедические знания из исторической литературы и следила за новыми веяниями, изучая газетные и журнальные статьи и данные об археологических находках в библиотеке, где по совместительству работала заведующей одним из отделов.

Вера

В младенчестве мальчика водили на причастие, но советское наследие сказалось – потом вплоть до девятого класса походы в храм стали эпизодичными. Хотя сомнений в своей религиозной принадлежности к Православию никогда не было.

Семья – как рассол: разговоры о вере и святых слышал он от домашних с детства, причем особо почитался ими святитель Николай Чудотворец. У прабабушки Анны (1913 года рождения) в памяти сохранилось множество жизненных историй, начиная со времен Гражданской войны, когда благодаря покровительству и заступничеству Святителя родные остались живы и здоровы.

Тогда ведь казачье сословие, как «белые» и «кулаки», подвергалось геноциду – гонениям или прямому физическому уничтожению.

– Но я никогда не слышал в семье осуждения советской власти, хотя все родные были явно не за красных, – говорит батюшка. – До революции Есауловы слыли зажиточными казаками, сохранились фотографии их большой усадьбы со слугами.

Советы развеяли высокий уровень жизни в прах, не оставив ничего из нажитого, ни одной коровы ради молока для детей, и переселили большую семью из особняка в землянку. Прабабушка Анна довольно долго прожила с нами (умерла в 2000 году, когда я был в девятом классе) и хорошо помнила прежнее житье.

Ведь Гражданская война на Кавказе окончилась только в начале 1920-х. Пожив при советской демократии, говорила, что при царе было лучше в первую очередь из-за высокого нравственного уровня, который прививался народу религиозным образованием и воспитанием.

Вспоминала, как по воскресеньям и большим церковным праздникам, одетые в свои лучшие наряды, ходили они на богослужения в Никольский собор Черкесска, там вся родня встречалась. «Тогда было все – и деньги, и земля, и работа», – особенно ностальгировала она в тяжелые девяностые годы.

А внук вернулся в храм через разум. Поскольку интересовался историей, воочию видел, что изучать ее без религии невозможно, как и русскую и зарубежную литературу. И, заинтересовавшись Православием с познавательной точки зрения, пришел в старинный Покровский храм города Черкесска.

Впечатлило юношу и богослужение, которое там совершалось, и ощущение намоленности древней христианской святыни, которое бередит душу так, что словами передать невозможно. Ведь этот бревенчатый храм никогда не закрывался.

Стоял он поначалу в Ставрополе, потом казаки разобрали его и перевезли в станицу Баталпашинскую, по мере продвижения вглубь Кавказа.

– Когда приезжаю в родной город и захожу в Покровский храм, дух захватывает: сколько моих предков в этих святых стенах с самого основания станицы Баталпашинской крестились, молились Богу, отпевались при переходе в мир иной! – делится сокровенным отец Игорь. – Аромат в нем такой, какого не встречал я с тех пор ни в одном другом храме. А иконы еще дореволюционные!

Вспоминаю прекрасное пение хора по старинным партитурам, служение духоносного священника, протоиерея Василия Афонина. Великую Отечественную войну он прошел с 1943 года и до Победы, участвовал во взятии Берлина.

Проповеди его касались самых глубин моего сердца. Там же служил и мой родственник, теперь благочинный Южного Карачаево-Черкесского округа, настоятель Петропавловского храма станицы Зеленчукской протоиерей Евгений Субтельный.

Год я посещал храм как обычный прихожанин, потом нес послушание на клиросе и твердо решил поступать в семинарию. Не могу сказать как, но почувствовал, что в этом состоит мое призвание. Рекомендацию для поступления в духовную школу дал отец Василий, а готовил к экзаменам отец Евгений.

Духовная школа

До скончания веков-о жизни Церкви

– Наш курс – последний поступавший по благословению митрополита Гедеона, – отмечает мой собеседник. – Знаете, встречу Владыки в 2002 году с нами, абитуриентами, в тронном зале епархиального управления помню до мельчайших подробностей. Хотя владыку Гедеона до этого видел я неоднократно (Архипастырь дружил с отцом Василием и часто посещал Черкесск), но на этой встрече взглянул на него уже как на ректора семинарии.

До скончания веков-о жизни Церкви

Семинария с Владыкой-ректором. 2005 г.

Впечатлили его наставления. Это были не общие слова, а духовное, отеческое обращение к нам, будущим студентам. Правящий архиерей говорил, что сюда мы приехали не просто получать знания, а воспитывать себя в будущих пастырей, поэтому должны быть и духовными, и молитвенными. Что мы должны совершенствовать себя.

Невозможно передать духовную наполненность тех фраз! И сразу настроил: «Ребята, если вы хотите поступить и учиться в семинарии, запомните: ваша свобода осталась во-о-он там, за забором, – и показал за окно. – Если вы согласны с этим и готовы пять лет посвятить своему духовному образованию и совершенствованию, то пожалуйста, мы будем рады!».

Послушав эту длинную речь (Владыка говорил протяжно), я убедился, что приехал по адресу. Вдохновился и воодушевился так, что уже не оставалось никаких сомнений в правильности выбора.

Житье в келье оказалось довольно непривычным. Тогда епархия была огромная, учились в семинарии не пятьдесят человек, как сейчас, а сто тридцать. Людно и шумно. Но слова Архипастыря зажгли в сердце такой огонь, что ни на какие сложности быта не хотелось обращать внимание.

У семинаристов тогда было невероятно много послушаний. Учили уроки ночью, а днем, после занятий, строили колокольню Андреевского собора и большой корпус за епархиальным управлением (до этого там были гаражи, стояла «Чайка» владыки Гедеона). Плюс бытовые послушания, от которых нынешние студенты духовной школы практически освобождены.

Охватывало чувство, что и посредством выполнения всех этих послушаний мы идем к цели. Что их нужно перетерпеть, чтобы смирить в себе юношеские порывы и проникнуться церковным духом – епархиальной нужды, а не своих амбиций.

Нынешний архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) был тогда игуменом и инспектором семинарии, а проректором в первый год нашего обучения – протоиерей Павел Самойленко. Потом отец Роман стал нашим единственным проректором, а куратором курса был иеромонах Иннокентий (Васецкий), сейчас епископ Елабужский, викарий Казанской митрополии.

Было у меня и множество общественных послушаний, отец Роман не давал ни минуты покоя, ни минуты расслабления, за что я ему очень благодарен. Например, послушался я экскурсоводом по епархии и отвечал за взаимодействие семинарии со школами (молодежного отдела и отдела по образованию тогда еще не было).

Всевозможные круглые столы, конференции – я должен был быть в числе их организаторов. Задумываясь о будущем, выбирал путь, по которому пойду по окончании учебы. Понимал, что монашество – высший идеал служения Богу, до которого я просто не дорасту.

Предался воле Божией, и – на четвертом курсе семинарии встретил в Андреевском соборе свою будущую супругу. Сокурсник обратил на нее внимание: «Посмотри, какая красивая девушка заходит!». И мне она понравилась сразу, нашел повод познакомиться.

К тому времени Инна окончила университет и работала в налоговой инспекции Промышленного района. Встречались по благословению отца Романа полтора года, поженились в апреле, а в июне состоялся выпуск из семинарии.

До скончания веков-о жизни Церкви

13 мая 2005. Владыка Феофан в день св. Игнатия наградил Библией за отличную учебу

У владыки Феофана, который к тому времени управлял Ставропольской кафедрой, была традиция посылать выпускников семинарии на служение туда, откуда они родом. Поэтому буквально через два-три месяца со дня нашей встречи взял я свою девушку под белы рученьки и повез в город Карачаевск, где проходил каникулярную практику (там как раз служил отец Евгений), а потом и в Черкесск.

До скончания веков-о жизни Церкви

Владыка Феофан вручает диплом об окончании Семинарии (2007 г.)

Сказал, что не застрахован от того, что буду служить там или в других регионах, далеких от Ставрополя. Владыка сказал Инне при благословении на брак то же самое, но в своей манере, более жестко: «Откуда ты родом?». – «Из Ставрополя». – «Так, дорогая моя, в Ставрополе вы жить не будете! Готова?». – «Готова!». – «В Чечню поедешь?». – «Поеду». – «Ну тогда благословляю».

Правящий архиерей рукоположил меня во диакона 6 мая 2007 года, а вскоре, 27 мая, – во священника. После хиротоний охватило невероятное желание ревностно служить и поделиться своей радостью с максимальным количеством людей. Ведь я влился в сонм пастырей мощной, глобальной Русской Православной Церкви, стал полноправным ее пресвитером!

До скончания веков-о жизни Церкви

Готовился ехать на родину, обдумывал, где мы там будем жить с матушкой, как вдруг получил указ Владыки ехать в село Сотниковское Благодарненского района Ставропольского края, где приход остался без священника.

Вначале предполагалось, что прослужу там месяца два и поступлю в Московскую духовную академию. Но так вышло, что послушался я в Сотниковском почти восемь лет, а поступить в академию смог только через три года после выпуска из семинарии.

На приходе

– В селе Сотниковском стоит красивейший старинный храм Ставропольской митрополии 1905 года постройки, посвященный святителю Николаю Чудотворцу, – рассказывает батюшка о первом своем приходе. – Образа его иконостаса писаны в императорской придворной художественной мастерской, о чем свидетельствуют вензеля на оборотах: «…сооружена с соизволения Его Императорского Величества». Туда экскурсии можно водить!

Есть в храме иконы, написанные на средства жен воинов – участников Первой мировой войны к коронованию императора Николая II, иконы с Афона, и – написанные в Москве по заказам местных жителей в дореволюционную эпоху.

Восторгался этим огромным великолепнейшим храмом, освященным в честь особо почитаемого святого нашей семьи. Ничего случайного в жизни не бывает…

Начал я свою сельскую жизнь со знакомства с общиной, с администрацией местного муниципалитета, с колхозом.

Принцип пастырской деятельности – относиться к своим прихожанам как к своей семье. Ведь они не просто пришли и ушли, это та паства, которую вверил тебе Господь, за души их пред Ним отвечать придется.

Встретили люди меня настороженно: приехал, мол, молодой священнослужитель. Но через пару месяцев стал я для них своим. В Сотниковском у нас с матушкой родилась дочь Елизавета.

До скончания веков-о жизни Церкви

Принятие присяги казаками хуторского казавьего общества с. Сотниковского

До скончания веков-о жизни Церкви

Освящение вод в праздник Св. Богоявления на р. Мокрая Буйвола, с. Сотниковское

До скончания веков-о жизни Церкви

Освящение поклонного креста при въезде в с. Сотниковское (2013 г.)

За время служения там окончил Московскую духовную академию, что стало большим вкладом в мое развитие и значительно расширило кругозор. В академии я впервые в жизни столкнулся с иным церковным менталитетом, отличным от нашего, южного.

Учился еще по старой системе с 2010-го по 2014-й, и это были запоминающиеся годы: довелось слушать лекции и доктора богословия Алексея Ильича Осипова, и историка и богослова Константина Ефимовича Скурата, и профессора Алексея Константиновича Светозарского.

Окончив академию, после Сотниковского продолжил служить на приходе села Александровского одноименного района. Появилось желание реализовать себя как преподавателя в родной семинарии, делиться полученными научными знаниями со студентами. Так и сложилось…

До скончания веков-о жизни Церкви-Со студентами в музее Россия-моя история

Священник Игорь Дудко со студентами в музее Россия — моя история

Возвращение

Епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон способствовал переходу молодого пресвитера в Ставропольскую епархию, и по благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла тот был назначен настоятелем храма Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова села Тугулук Грачевского района.

До скончания веков-о жизни Церкви

Священник Игорь Дудко с послушниками в с. Тугулук

Одновременно с этим правящий архиерей доверил отцу Игорю послушания в семинарии на должности старшего помощника проректора по воспитательной работе и преподавателя двух дисциплин – новейшей истории западных исповеданий и истории нехристианских религий.

Предмет новейшая история западных исповеданий введен для того, чтобы сегодняшние семинаристы учились диалогу, а не конфронтации с католиками и лютеранами, лучше узнавали их. Правда, часть протестантских течений в семинарии изучается на уроках сектоведения, которое также вверили преподавать батюшке на отделении приходских специалистов.

До скончания веков-о жизни Церкви

День православной книги в сош №4 с. Сотниковского

Выполняет он и другие послушания, например старшего тьютора (это тот, кто отвечает за индивидуальное интеллектуальное развитие студентов, учит их писать конспекты, следит за чтением ими книг, не связанных с семинарской программой, и так далее).

До скончания веков-о жизни Церкви

Священник Игорь Дудко побеседовал с маленькими пациентами в отделении детской онкологии и гематологии КДКБ г. Ставрополя (2016 г.)

– Считаю, что самым важным вопросом для современных христиан является церковность, – подытоживает нашу беседу отец Игорь. – Не зря святитель Киприан Карфагенский еще в III веке сказал, что вне Церкви нет спасения. Сейчас привыкли к рассуждениям о том, что «Бог находится не в храмах сотворенных, а в душах и сердцах». Что Богу можно молиться и дома.

В сегодняшней ситуации с коронавирусом видим, как некоторые люди действительно привыкают к молитве онлайн, к богослужениям онлайн. К каким печальным последствиям это приведет, нам предстоит оценить в ближайшее время.

Ввиду этого хотел бы напомнить читающим эти строки: вне Церкви Христовой спасения нет ни в какой квартире, ни в каком доме! Что можно сказать тем, кто убеждает себя не ходить в храм потому, что им священники не нравятся, что они батюшкам не верят? Если говорить упрощенно, то священники – лишь посредники между Богом и людьми. Мне, конечно, ответят: «А зачем нам посредники?». Дело в том, что священство – иерархический институт, посредством которого люди получают возможность участвовать в церковных Таинствах: Крещения, Миропомазания, святой Евхаристии, Исповеди и других.

Вы же не можете сами себя освятить в таинствах, потому что это – священнодействие, в котором видимым образом подается невидимая благодать Божия. Начало таинствам положено искупительной жертвой Господа нашего Иисуса Христа, и они при посредничестве священнослужителей будут совершаться в Православной Церкви до скончания веков.

Реклама

Видео

Загрузка …