Выбрать страницу

История жизни

История жизни
Реклама

Елена ДЕНИСЕНКО
член Союза журналистов России

«История не знает сослагательного наклонения». Как часто слышим мы такую фразу! Это значит, что изменить прошлое нельзя.

Но знаем и другое: ничего не может быть более непредсказуемым, чем история (в суждениях, конечно).

Например, сто лет назад трактовка царского периода России была совершенно иной, чем сейчас. Так и жизнь человека. Сегодня ошибки кажутся ужасными и последствия их – непоправимыми, а через несколько лет благословляешь свои промахи: если бы тогда не допустил их, мог бы потом наворотить такое, что впоследствии могло безвозвратно разрушить все, что дорого, и сделать тебя несчастным.

Где же тот критерий, по которому можно было бы расставить все по своим местам? Сколько я ни думала на эту тему, а пришла к единственному выводу: мерилом всего происходящего является отношение к Богу и Его заповедям.

По замыслу Творца вершится человеческая история, и все происходящее – к нашему спасению. В таком ключе и Великая Октябрьская социалистическая революция предстает в ином свете. Ведь к началу ХХ века российская аристократия и интеллигенция отошли от Бога через атеизм, нигилизм, оккультизм, да и нравственно пали.

И, видимо, обманутому народу нашему надо было пройти через горнило мук XX столетия, чтобы очиститься от всего этого. Сколько новомучеников и праведников пострадали за веру отцов и прославлены в лике святых! Больше, чем за всю предшествующую историю России.

Теперь вместе со всеми святыми молят они Бога о стране нашей Российской, православных людях ее в Отечестве и в рассеянии, о властях и воинстве. И ждут нашего покаяния и спасения. Что сказать о грядущем? Оно похоже на веер дорог: что сейчас сеешь, через годы пожнешь сторицей.

Проживая в настоящем и не забывая уроков прошлого, будем радоваться каждому дню, понимая, что именно сегодня закладывается фундамент будущего жития и спасения! Причем и личного, и всего рода, и нации, и государства.

Мне кажется, что с этими мыслями сообразует свою линию жизни иерей Александр Пантюхин, клирик Ставропольской и Невинномысской епархии, кандидат исторических наук. В этом году у него двойной юбилей – 35-летие со дня рождения и 10-летие преподавания в Ставропольской духовной семинарии. Поэтому особенно интересно узнать историю становления его как человека верующего и нынешний взгляд на собственную жизнь.

Колыбель

Ставрополь… Здесь 12 июня 1986 года в простой рабочей семье родился будущий пастырь. Отец его, Михаил Анатольевич, работал на инструментальном заводе, потом перешел на Ставропольский завод автокранов. И вот уже четверть века занимается установкой сигнализации в государственной структуре ФГУП «Охрана», причисленной к Росгвардии.

Мама, Татьяна Павловна (в девичестве Чеснокова), трудилась на заводе «Изумруд», а после рождения младшего сына Саши перешла в детский сад поваром (очень вкусно готовит!).

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Летом дети гостили у бабушек и дедушек в Центральной России. Говорит отец Александр, что люди там добрее, мягче, но нет в них нашей южной собранности. Детство было обычным для девяностых годов – не голодали, но жили бедно. Читать рано научился, старший брат Денис в детстве занимался с ним. С тех пор особенно нравится батюшке приключенческая литература.

Детский сад вспоминает смутно: как играли они фигурками «Правил дорожного движения», а воспитательница в это время что-то печатала на машинке (ничего с тех пор не изменилось – педагоги всех уровней излишне заняты всякими документами и отписками).

Школу воспринимал как что-то серьезное, а пирожное и мороженое после торжественной линейки в первом классе – одно из самых радостных воспоминаний детства.

Первая учительница, Ирина Анатольевна Трубицына, оставила глубокий след не только в жизни отца Александра, но и в судьбе его сына Иоанна – учила их обоих в начальных классах.

А в девяностые годы это был первый класс в профессиональной деятельности выпускницы пединститута. Теперь же директор МБОУ гимназии №9 называет ее одной из лучших педагогов, чья фотография размещена на Доске почета Ленинского района Ставрополя.

– Честно говоря, школу с пятого класса невзлюбил, – улыбается отец Александр. – Неинтересно стало по одной причине – там не давали высказать свое мнение. А у меня уже тогда проявились гуманитарные наклонности, когда самовыражение кажется важным.

Учительница истории терпимо, хотя и с иронией, относилась к моему мнению. А вот по литературе… «Неправильно» подумал – все, «два»! До сих пор вспоминаю отметку за сочинение – «пять/два» (пятерка – за грамотность, двойка – за то, что «неправильно» рассуждал).

Любил общение, но не тусовки и дискотеки, а ближним кругом. Если говорить о хобби, то в бедные девяностые кино, коллекционирование марок, значков и прочего было финансово недоступно. Так что детство прошло на улице.

Правда, секцию борьбы посещал, пока у родителей деньги были на ее оплату. И мечтал стать военным. «Есть такая профессия – Родину защищать», как говорит герой в культовом советском фильме «Офицеры».

Брат Денис тоже мечтал о героическом и мечту свою воплотил – после окончания Ивановского пожарно-технического училища работал по специальности и имеет ряд наград за отвагу на пожарах. Служил в Ставрополе и на Чукотке, в звании подполковника МЧС вышел в отставку.

Самое важное

Лет с восьми Саша был уже вполне самостоятельным мальчиком, любил кататься по родному Ставрополю на общественном транспорте (тогда для детей проезд бесплатным был), знал, где и в каких районах что расположено, в блокнотике пометки делал, какие остановки проезжает.

Таким образом проявлялась тяга к краеведению как составной части истории родного города.

Но полюбил он родной город по-настоящему, когда лет десять назад начал проводить экскурсии по святым и памятным местам Ставрополя, связанным со святителем Игнатием Брянчаниновым и другими подвижниками Церкви Христовой.

А тогда, в детские годы, ни верующих, ни тем более воцерковленных в его окружении не было. В пятнадцать лет стал он «верить в душе».

Ориентиром и мерилом всегда был нравственный уровень человека, и понял десятиклассник Саша, что именно в вере – истинная нравственность. Он тогда занимался рукопашным боем, тренировались в лесу на Холодных родниках.

Тренер был верующим человеком, поэтому молились перед началом тренировок. И говорили ему, самому младшему в группе: «Надо ходить в храм, пост держать. Молитвослов купи, чтобы и дома молиться».

Ведь в рукопашном бою важна работа над собой, контроль своих намерений и поступков, что близко к православной аскетике. В это же время вступил он в Ставропольское городское казачье общество Терского казачьего войска. В казачестве привлекательна объединяющая национальная идентичность.

Правда, через некоторое время участие Саши в деятельности казачьего общества ослабело: поступил на исторический факультет Ставропольского государственного университета, студенческая жизнь увлекла, потом семейная началась. Но из рядов казачества не выходил, и теперь митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл благословил отца Александра окормлять казачье общество, в котором он состоит с 2001 года.

Почему поступил на истфак? Документы в военное училище собрать не успел, а история его всегда интересовала.

Учась в университете, перед сессией, как и многие студенты, приходил в Андреевский кафедральный собор помолиться (благо, близко – только через дорогу перейти). Сначала свечи ставил, потом подумал: мало, надо акафисты читать.

С одиннадцатого класса дружил с Романом Герасимовым, сыном священника, и у его бабушки, прихожанки собора, просил то молитвы, то акафисты. В какой-то момент подарила она Саше молитвослов: «Бери, можешь не возвращать». И все больше видел и понимал он, что Бог вмешивается в нашу жизнь и управляет ею.

Чему научил истфак? Думать. Рассуждать. История подвергается манипулированию с целью использования в идеологических целях. А идеология – это инструмент влияния на общество, который иногда используется нечистыми на руку людьми, вот что страшно. Поэтому историки должны рассматривать какие бы то ни было события прошлого беспристрастно. Вот и закрепилась у него личностная черта – анализировать и перерабатывать полученную информацию.

Весь второй курс обучения в университете прошел в размышлениях о необходимости воцерковления. Но не так-то просто человеку менять привычную жизнь. Решил проблему необычно: когда перешел на третий курс, устроился работать сторожем в Андреевский собор.

Обходили ночью церковную территорию, открывали-закрывали ворота, и Александр считал такую причастность к церковной жизни максимальной высотой, «потолком» для себя. Записался в приходскую библиотеку (она тогда располагалась в подвальном помещении собора) и стал читать церковные книги, потом перешел к пятитомнику «Закона Божиего». Год проработал в ФГУП «Охрана», и во время дежурств старался читать духовные книги.

На семинаристов смотрел и думал, что такая завидная участь для него недосягаема. Но, познакомившись поближе, понял, что это обычные ребята, такие же, как он, стремящиеся к нравственному идеалу, к духовности. Значит, можно пытаться идти дальше!

Попросился у настоятеля храма Святого благоверного великого князя Александра Невского архимандрита Василия (Лукьянова), Царствие ему Небесное, пономарить. А у отца Василия был принцип: сразу в алтарь никого не брать. Но однажды в субботу батюшка помолился и сказал Саше: «Завтра придешь, будешь пономарить». Все удивлялись, почему он для этого худенького паренька сделал исключение. Тот ведь толком не знает ни хода службы, ни как вести себя в алтаре.

Богослужения поначалу тяжело давались, каждый шаг ему диакон и старший пономарь подсказывали, чуть ли не за руку водили. И отец Василий строго, но в то же время заботливо подходил к неопытности неофита. Пять лет Александр нес это послушание.

Помнит, как одна из пожилых прихожанок попросила его о помощи в воскресенье. Суеверно думая, что в воскресенье ничего делать нельзя, подошел к настоятелю за советом. Отец Василий сказал тогда отложившиеся в памяти слова: «Помолишься на службе, и иди помогать. Что значит «ничего не делать в воскресенье»? Добро тоже не делать?».

Говорит мой собеседник, что в аспирантуру пошел, когда уже заочно учился в Ставропольской духовной семинарии, чтобы полученные в университете знания направить на пользу Церкви. Уже тогда знал, что хочет стать священником.

Пять «я»

Сразу после поступления в духовную школу Александр женился (даже в рекомендации было написано, что благословлен на вступление в брак).

– Мне кажется, монашеский путь выбирают те, у кого изначально тяга к этому имелась, – говорит батюшка о выборе пути служения. – Хотя определенный интерес у меня к монашеской аскетике был, читал труды по этой теме. Но принципиальной разницы между монашеством и белым священством не вижу.

Познакомились мы с будущей супругой в молодежном клубе «Радонеж» при храме Святого преподобного Сергия Радонежского. Мария – из верующей многодетной казачьей семьи, живущей в станице Исправной Зеленчукского района Карачаево-Черкесии. Там по Урупскому округу (так эта местность называлась до революции) проходила когда-то Вторая Закубанская казачья линия. В этой станице до сих пор почти 90 процентов христианского населения. Кстати, в детстве Маша пела в детском церковном хоре, которым руководил регент Даниил Чукарин, Царствие ему Небесное.

Близко общаться не сразу стали. Как-то поехали в однодневную паломническую поездку на Кавказские Минеральные Воды, и на обратном пути из Бештаугорского монастыря подсел я к ней в автобусе. Тогда все и решилось…

Прогулялись впервые после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, потом в кафе ходили, любили посещать постановки Ставропольского краевого драматического театра. Впервые я попал в этот театр, будучи девятиклассником. Нам тогда сказали: «Кто пойдет на спектакль «Евгений Онегин», может не читать это произведение». И мне так понравилась постановка! Жалко, что сейчас вырваться туда нечасто получается.

Начали встречаться зимой, и вот пришла весна, начался Великий пост. Решили мы, что посвятим это время только храму и учебе. Та сессия стала для меня одной из лучших по результативности. Маша жила в общежитии, где шумно, так что приезжали ко мне домой, садились за стол, и каждый готовился самостоятельно. Я тогда магистерскую работу писал.

В библиотеку вместе ходили, копировали нужные материалы, и общие студенческие интересы еще больше нас сблизили. Поехали знакомиться с ее родителями летом 2008 года, накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Будущая теща, наверное, проверяла меня на трудолюбие – попросила оконную раму покрасить. Ну, покрасил, и пошли гулять. Сватанья не было – я тогда воспринимал подобные традиции как суеверие, что-то языческое, наносное, и отметал, как максималист. Теперь понимаю глубокий смысл этого «народного» Православия.

Разговор о свадьбе мы с Машей заводили, и я следовал совету мудрых священников: выбирать ту, с которой мог бы прожить всю жизнь. Другой вопрос, сможет ли она со мной жить? Реально боялся сделать неправильный выбор (видел, как по инициативе матушек рушатся некоторые священнические семьи).

После окончания четвертого курса колледжа искусств Мария собралась поступать в консерваторию, для этого надо было уезжать из Ставрополя. Боясь ее потерять, решил не медлить с вступлением в брак. И тогда она выбрала для продолжения учебы факультет искусств Ставропольского государственного университета, специализация – народный хор.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

После загса сказали родне, что на венчание едут самые близкие. И они уже сами решали, кто из них близкие. (Улыбается). Были родители, совсем немного родственников и друзей

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Состоялось это знаменательное событие 29 августа, через несколько дней после вступительных экзаменов в семинарию. Венчал нас в храме Святого благоверного великого князя Александра Невского священник Олег Яровой (сейчас он служит в США).

Мне Таинство Венчания дало надежду, что Господь поможет созидать семью, так что внешнюю сторону всего происходящего тогда в храме помню смутно. Не было у нас влюбленности в том классическом понимании, когда кипят безумные страсти. Душой и умом надо выбирать себе вторую половинку.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

В первые же дни знакомства предупредил Марию, что у меня тяга к священству и поэтому в будущем ни денег, ни времени у меня не будет. Она отнеслась к этому положительно, только высокая планка супруги священнослужителя пугала.

Женитьба меня сильно изменила, ведь брак – это постоянный серьезный труд. Когда впервые в двадцать три года стал отцом, ощутил огромную ответственность. Сейчас у нас уже трое деток. Анне – двенадцать лет, Иоанну – одиннадцать (Владыка благословил его пономарить в Андреевском соборе), Злате – девять.

Поначалу жили с родителями, потом переселились в комнату общежития СГУ (старшей дочке тогда исполнилось десять месяцев). Когда младшая родилась, мы еще снимали жилье, затем приобрели квартиру в Михайловске (материнский капитал плюс помощь наших родителей).

Четыре года назад мои папа и мама отдали нам свою трехкомнатную квартиру в Ставрополе, себе купили жилье в Юго-Западном районе, а нашу квартиру в Михайловске отдали брату, который после выхода в отставку вернулся на родину.

Дети мои исповедуются духовенству Андреевского собора, а когда я в храме единственный дежурный священник, ко мне подходят на исповедь. Сын очень любит причащаться, готовится к этому таинству. Пономарить с детства рвался (угроза отлучения от этого послушания часто удерживает его от обычных мальчишеских шалостей). Ходят все наши дети в обычную школу, где их скорее с негативом воспринимают как верующих и детей священника.

Ступени к Небу

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

На вступительных экзаменах в семинарию Александр очень волновался. Приемную комиссию по традиции возглавлял протоиерей Михаил Моздор. Абитуриент Пантюхин, конечно же, ошибался, отвечая на вопросы…

Помнит, что даже на 50-м псалме застопорился, а когда иеромонах Аркадий (Мамай) стал подсказывать, возьми и спроси его: «Чего?». Все засмеялись. С умением петь совсем плохо было, но повезло – в тот год для заочников пение посчитали необязательным.

Как раз начался тогда спад числа абитуриентов: открылись семинарии в Ростове и Краснодаре, и конкурс при поступлении оказался не таким большим, как раньше, что сказалось на строгости экзаменаторов.

Как ни странно, сложнее давались исторические дисциплины и больше привлекали богословские. У священника Андрея Плисюка по общецерковной истории, которую вот уже десять лет преподает сам отец Александр, еле четверку на первой осенней сессии получил.

Особое впечатление как преподаватель произвел на него протоиерей Владислав Левченко, хотя интересно было на всех занятиях. Постарался весь учебный материал найти в электронном виде и по билетам распределить. Потом записал информацию на диск и кому-то отдал. До сих пор этим диском пользуются заочники! Хотя материал на нем не так актуален – семинарская программа сильно изменилась.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Окончил учебу Александр экстерном через три года, в 2011-м их выпуск стал первым при владыке Кирилле. Архипастырь оставил выпускника при Андреевском соборе, указом от 1 июня назначил в музей церковной истории и искусства Ставропольской епархии и включил его, тогда еще мирянина, в число преподавателей Ставропольской духовной семинарии.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Неисповедимы пути Господни… В начале третьего курса университета никто из студентов не хотел выбирать специализацию «музейное дело», казавшуюся всем неинтересной и бесперспективной. А у Александра в тот день, когда нужно было определиться со специализацией, выпало дежурство в соборе, и в СГУ он не мог присутствовать. В наказание всех прогульщиков записали именно на «музейное дело».

– Ставленническая комиссия перед моей диаконской хиротонией прошла в конце весны, в день защиты дипломной работы, – вспоминает батюшка о первой ступени священства, – а рукоположили меня только осенью. Очень много тогда накопилось кандидатов на рукоположение, и правящий архиерей распределил нас по времени.

Состоялась моя диаконская хиротония за литургией 23 октября 2011 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Сильное волнение испытывал, всю службу мне казалось, что сейчас рукоположение отменится.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

В последующие три года диаконства прочувствовал, что совмещать служение с остальными послушаниями и учебой – тяжелый труд. В аспирантуре тоже много сложностей было. С научным руководителем, заведующей кафедрой истории России СГУ Тамарой Александровной Булыгиной, сначала никак не могли выбрать тему.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Призвали на помощь матушку Наталью Струполеву, которая тоже писала кандидатскую диссертацию у Тамары Александровны, она и предложила тему «Обновленческое движение на Ставрополье и Тереке». Однако предупредила, что материал найти будет очень сложно.

Собрал я все документы по теме обновленчества на Ставрополье и Тереке, какие только возможно, и в своей работе ввел в научный оборот. Долго диссертацию не пропускали, но в конце концов защитил ее в Ростове-на-Дону, получив ученую степень кандидата исторических наук.

На основе материалов диссертации издал монографию, которая по благословению владыки Кирилла приняла участие в конкурсе научных трудов имени митрополита Московского и Коломенского Макария и вошла в число работ-номинантов на соискание Макариевской премии.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Священническую хиротонию ждал три года. В ноябре 2014-го во время богослужения Владыка сказал: «До конца года я тебя рукоположу».

Совершилась пресвитерская хиротония 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. До этого я молился, обещая Богу особенно почитать того святого, чья память будет совершаться в день моей священнической хиротонии. Так вот, в этот день ни одному святому память не совершается! Прославляется только Сама Богородица.

Но зато это была памятная дата – 25-летие со дня кончины архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего). Понятное дело, владыку Антония я не знал лично, однако факт совпадения дня памяти почитаемого святителя Ставропольской кафедры и моего рукоположения в пресвитеры обрадовал.

Тем более что накануне отец Михаил Моздор проводил для студентов семинарии вечер памяти владыки Антония и я помогал ему в этом, став причастным к важному событию в истории нашей епархии.

Сложно говорить об ощущениях в день хиротонии… Радость неимоверная! На таинстве уже и родители мои присутствовали, и жена с детьми.

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Все это время я преподавал церковную историю, служил в Андреевском соборе, состоял в научно-исследовательской группе под руководством протоиерея Павла Самойленко, участвовал в работе над выпуском нескольких книг. На основе сведений о жизни и служении митрополита Кавказского и Ставропольского Агафодора (Преображенского) было подготовлено издание, посвященное выдающемуся архипастырю конца XIX – начала ХХ веков. Исследования в этом направлении продолжаются. Вот где пригодилась моя ученая степень!

Как за это время изменились семинаристы? При владыке Кирилле условия их учебы и проживания стали намного мягче, и питание лучше. Послушаниями не загружают, бытовые условия просто замечательные, даже сотовыми телефонами разрешают пользоваться!

Кому надо в город – всех отпускают, а местные пишут прошение и живут дома. Да и Болонская система образования учитывает реалии – наше государство ее ввело, и никуда от этого не деться. Хорошо, что духовное образование соответствует светским стандартам, так как теперь священник может участвовать в жизни государства.

У престола Божия

– Семь лет я священник. Что изменилось за это время? – задумывается отец Александр над моим вопросом. – Людей лучше узнал через исповеди. Часто спорят, с трудов какого святого учителя Церкви начинать изучение основ православной веры. Мне лично особенно близок святитель Иоанн Златоуст.

 

Что еще могу сказать? Время разбрасывать камни прошло, и самое главное – я обрел Христа и семью. Именно в семью в первую очередь нужно вкладывать свою любовь, потому что там счастье созидается. Обычное человеческое счастье.

Говоря о семье, хочу сказать об одном нюансе, актуальном в последнее время. Когда меня спрашивают насчет разводов в венчанных браках, отвечаю: «Господь Иисус Христос как сказал в Евангелии? «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). И еще: «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее» (Мк. 10, 11)».

История жизни - пастырь - Ставропольский Благовест

Допускаемая причина развода (и то для невиновной стороны) – только прелюбодеяние одного из супругов. Ведь брак – это договор мужчины и женщины о том, что они будут всю жизнь вместе, что бы ни случилось.

Тот, кто уходит из семьи, – ломает жизнь другому. Значит, должен ни с чем остаться, независимо от того, что сейчас говорит об этом государственный закон.

Если инициатором развода становится жена, пусть детей оставляет мужу и платит хотя бы минимальные алименты. У нас же в 99 процентах случаев распада семьи детей оставляют матерям. Я считаю, что это неправильно. Надеюсь, ситуация изменится. Нужно оставлять детей невиновной стороне, независимо от половой принадлежности.

А в моей малой церкви, слава Богу, порядок: дети подрастают, жена работает в семинарском отделении подготовки приходских специалистов.

Если бы каждый отец занимался своими детьми, не было бы ни убийств, ни грабежей, ни революций. Как наши предки расставляли приоритеты? Бог. Церковь. Муж, жена. Дети. Родители. Потом уже друзья, карьера и так далее. Вкладываться в детей надо, заниматься ими, и тогда будет процветать наша земля. Созидайте семью – и все в государстве будет в порядке.

Владыка Кирилл на одном из мероприятий сказал, что наша задача сейчас – воспитать молодых людей верующими. Тогда они, вступив во взрослую жизнь, во власть, смогут и аборты запретить, и, обладая чувством долга, чести, любви к Богу и людям, выстроить нравственное общество.

Высокие идеалы в России остались – любовь, патриотизм, но Запад хочет нивелировать их, чтобы ментально подчинить нас. И Русская Православная Церковь сотрудничает с государственной властью только в тех областях общественной жизни, которые не противоречат идеалам и заповедям Христовым.

Если же они неприемлемы, выступает категорически против. Например, против ювенальной юстиции и абортов. Поэтому для либеральных прозападных СМИ наша Церковь – враг.

 

Слушая отца Александра, думаю, что ни от светских СМИ, ни от Интернета, ни от других людей, какими бы продвинутыми они себя не считали, а от милости Божией в конечном итоге зависит история России – и ее государственное устройство, и вопросы войны и мира, и судьба народа. Как заслужим…

Но человек поставлен Богом высоко. Да, по Его воле мы рождаемся во время, максимально полезное для нашего спасения, и встраиваемся в данную эпоху, обусловливающую антураж нашего физического и духовного существования. И – встречно влияем на ход истории, творя свою судьбу собственными мыслями и поступками.

По словам философа Жан-Поля Сартра, «история сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». Каждый из нас делает это сам, каким бы ни был: желающим или отказывающимся учиться и развиваться физически и духовно, стремящимся спасти свою душу или, как щепочка, плывущим по течению житейской суеты, противодействующим властям или молящимся за поставленных над нами начальников, за их трезвение и бодрствование в Боге.

Одновременно включаемся мы в механизм движения человеческой истории и являемся ее фиксаторами. Не надо думать: да ладно, что могу сделать я, пылинка мироздания? Это люди проигрывают сражения или приближают победу, тяжелым трудом строят свое государство или разрушают его революциями и бездеятельностью, вступая в сговор с темными силами. Это мы служим Богу и Церкви или становимся атеистами.

А ведь Господь стучится в сердце каждого человека, но один по какой-то причине не слышит призыв Создателя, другой надеется в старости покаяться и помолиться, а пока хочет наслаждаться жизнью. Забывая, что в аду не так весело, как на пути туда. Там больно и страшно…

Памятуя это, мы, верующие, слыша колокольный перезвон, спешим на богослужение, чтобы приобщиться за Божественной литургией Крови и Тела Христовых, стать Его частичкой, полнотой и смыслом существования человечества. И нашими молитвами, словно солью, пропитывается история этого мира, ожидающего конца веков как всеобщего спасения. Так что никакие мы не пылинки вечности, а деятельные и важные участники исторического процесса, причем каждый – по способностям, данным свыше.

Помните слова апостола Павла: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли – увещевай; раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием» (Рим. 12, 6-8) и строки Евангелия: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).

А иерею Александру Пантюхину, об истории жизни которого эта статья, дано много: и проповедовать слово Божие, и увещать, и учительствовать, и благотворить, и заниматься научными изысканиями на благо Церкви, и детей растить, и соблюдать в сохранности, любви и согласии малую свою церковь – семью.

Представляя тяжесть креста его, желаю батюшке терпения, сил, милости и помощи Божией во всех делах и начинаниях. И – мудрости… В год 35-летия отца Александра особенно важны слова молитвы ветхозаветного пророка Моисея, включенной в Псалтирь: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим… Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи!.. Умилосердись над рабами Твоими» (Пс. 89, 10-13).

Реклама

Видео

Загрузка …