
Казачество: время разбрасывать камни
Елена ДЕНИСЕНКО
В России идет формирование гражданского общества, в котором каждый человек будет чувствовать ответственность не только за себя и свою семью, но и за судьбу Родины. Прочно заняло свою нишу в этом процессе казачество, после десятилетий забвения заявившее о себе в начале девяностых годов.
На одном из заседаний Терского казачьего войска собрались казаки из районов и городских округов Ставропольского края и республик Северного Кавказа. Речь шла о воспитании подрастающего поколения.
Проходила встреча в единственном в Северо-Кавказском округе государственном казенном учреждении «Ставропольский краевой казачий центр» по адресу: город Ставрополь, улица Вокзальная, дом 24.
После вступления председательствующего – начальника штаба Ставропольского округа Валерия Алексеевича Салищева – и прочтения молитвы «Отче наш» помощник атамана Ставропольского казачьего общества по вопросам образования, председатель Совета казачек Ирина Борисовна Полякова рассказала о возрождении традиций предков в молодежных казачьих организациях.
Воспитание
Одетая в национальный костюм терской казачки – казакин, Ирина Борисовна осветила проблемы воспитания казачат сквозь призму исторически сложившихся традиций. Из ее рассказа присутствующие узнали, что в казачьих семьях обычно было по 7-8 детей, но появлению на свет мальчика радовались больше: при его рождении к общему семейному наделу добавлялся еще один пай земли.
Растили казачат строго, но не пороли – при незначительной провинности с ними просто беседовали, в серьезных же случаях поступали по обстоятельствам. Например, при совершении кражи украденное привязывали к спине чада и отправляли его через всю станицу с наказом рассказывать всем встречным о своем проступке.
Такой позор был для ребенка гораздо эффективнее телесного наказания. Воспитывали детей прежде всего на собственном примере и рассказах о воинских подвигах дедов и прадедов, показывая фотографии и награды, трепетно хранившиеся в казачьих семьях. На гуляньях казаки пели, плясали, и тут же учили песням и танцам своих отпрысков.
Мальчики до семи лет жили на женской половине дома, пока не проходили обряд посвящения в казаки: сначала они отправлялись с мужчинами в баню, потом за накрытым столом в последний раз наедались сладкого, забирали свои вещи и переходили на мужскую половину дома.
Старшие в семье прививали детям любовь к домашнему труду, и к семи-восьми годам мальчик в меру сил мог управляться с домашним скотом, а девочка помогала матери по хозяйству.
Подчеркивалось в речи Ирины Борисовны уважительное отношение к старикам, с малолетства прививавшееся казакам, – ничего не делали, не испросив прежде совета у старших. Смышленых 12-летних ребят приглашали на казачьи круги, чтобы те запоминали и пересказывали их правила. Парни женились в 18-19 лет, чтобы ко времени начала службы иметь детей – продолжение рода.
Девушки рано выходили замуж – в 15-16 лет, но по-настоящему взрослая жизнь начиналась для них с уходом мужа на службу. Казачки умели не только вести домашнее хозяйство, но и скакать на коне, стрелять из ружья и владеть шашкой, и при необходимости применяли свои умения на практике.
– Когда в школах мы рассказываем родителям о возвращении к традиционно казачьему воспитанию, они обеими руками «за», – говорит Ирина. – В Ставрополе казачьи кадетские классы существуют третий год (девять классов в пяти школах), есть также две группы казачьей направленности в детском саду.
В казачьих классах дополнительно вводятся такие дисциплины, как история казачества, фольклор (обучение казачьим песням и танцам), занятия по рукопашному бою, строевая и огневая подготовка.
Ирина Борисовна сказала, что ребята с восторгом участвуют во всех мероприятиях, проводимых городским казачьим обществом, и выразила надежду, что через несколько лет из классов казачьей направленности сложится школа, куда дети с казачьими корнями будут приходить учиться по желанию.
Ступени казачьего воспитания
Выступление заместителя атамана Ставропольского государственного казачьего общества, атамана походной службы, командира муниципальной дружины города Ставрополя и молодежной сотни, офицера-воспитателя и классного руководителя кадетского класса школы №41 Сергея Евгеньевича Мохова было посвящено мерам реализации национальной политики в среде казачьей молодежи.
Судя по занимаемым должностям, о воспитании взрослых и подрастающего поколения казаков Сергей Евгеньевич знает не понаслышке.
– Вот уже 10 лет существует молодежная сотня как подразделение городского казачьего общества, в котором собрана молодежь от 14 до 20 лет, – рассказал он. – Если брать группы казачьей направленности детских садов как первую ступень, кадетские классы – как вторую, то казачья сотня – это третья ступень казачьего воспитания.
Она является нашим резервом: многие воспитанники молодежной сотни выросли и теперь являются руководителями различных казачьих подразделений и структур. С этого года мы приняли решение включить молодежную сотню в состав походной службы, занимающейся боевой подготовкой казаков, как прошедших, так и не проходивших срочную воинскую службу в армии, состоящих в резерве, в запасе и так далее.
Сотня реализует четыре направления воспитания, главное из них – духовно-нравственное – включает в себя регулярное участие в богослужениях, взаимодействие с православным духовенством и духовником, Советом стариков и Судом чести городского общества.
Культурное направление традиционно представлено изучением песенной и танцевальной составляющих наследия терских казаков, обучением владению холодным оружием – кинжалом, шашкой, нагайкой. В физкультурно-спортивное направление входит не только общефизическая подготовка, но и конноспортивная, а также занятия армейским рукопашным боем и боевым самбо.
А военная подготовка включает в себя весь раздел воинской службы, начиная с изучения устава и заканчивая огневой, тактической подготовкой с элементами тактико-специальной подготовки (например, горно-альпийской).
Опыт молодежной сотни мы переносим на казачьи кадетские классы. Так, в классе под моим руководством в течение недели проходят два-три занятия различной направленности. Мы посещаем Крестовоздвиженский храм Ставрополя, где встречаемся с отцом Николаем Чемодановым.
Обязательны молитвы перед и после принятия пищи, утренняя молитва после построения и развода и так далее. Родители, видя, какой многообразной становится жизнь их детей, заинтересованы в создании новых кадетских классов, – на этой оптимистичной ноте Сергей Евгеньевич закончил свою речь и затем ответил на вопросы присутствующих.
На проходившем затем коротком коллоквиуме говорилось о необходимости дальнейшего развития казачьего кадетского образования, методике работы с кадетскими классами, разработанной Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования.
Единодушно была выражена обеспокоенность преподавателей и воспитателей кадетских классов не закрепленной нормативными документами обязательности факультативного изучения таких предметов, как, например, история казачества.
В заключение для участников заседания в казачьем музее была проведена экскурсия по истории казачества Ставрополья.