![Преображение. Выпуск от 09.05.2020](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/06/video9-150x150.jpg)
Владимир Якимов: «Атаман должен работать в три раза больше остальных»
Наталья Гребенькова
В селе Солдато-Александровском, где бок о бок живут русские, турки, грузины, армяне, дагестанцы и чеченцы, небольшая, но крепкая казачья община имеет высокий авторитет.
Здесь, на востоке Ставрополья, станичная община провела фестиваль «Куначество, забытые традиции народов Кавказа», где побратались друзья: казак и чеченец, казак и армянин, казак и даргинец.
Опустошили, как прадеды, рог с молоком и серебряным червонцем, поклялись в вечной дружбе.
В селе, где бок о бок живут русские, турки, грузины, армяне, дагестанцы и чеченцы, небольшая, но крепкая казачья община имеет высокий авторитет.
Секрет добрососедских отношений знает атаман Солдато-Александровского станичного казачьего общества Владимир Якимов.
Ему 50, но выглядит на полтора десятка лет моложе, хотя уже вырастил дочь, есть две внучки. Казачьи корни атамана – с Наура (Чечня), откуда терский предок, дед Филипп, в 1918 году ушел в село Сотниковское, что ныне в Благодарненском районе края. Там два года таился в камышах, а затем перебрался уже на территорию современного Советского района.
Маленький рай
Владимир родился и вырос в Солдато-Александровском. Атаманит в общей сложности 14 лет, с небольшим перерывом. По его признанию, это были годы не просто упорной работы, а настоящей «пахоты» всем казачьим обществом.
– Атаман должен работать в три раза больше остальных, – считает Якимов. – Берешься сам – и подтягиваются остальные. Если станешь только пальцем указывать, как начальник, – никто не будет ничего делать.
Поэтому на подворье работают все – и жены казаков, и дети. Ощутили твердую почву под ногами в буквальном смысле слова три года назад, когда осушили болото на взятых в аренду двух гектарах земли, заросших камышом в рост человека и заваленных мусором.
Там своими руками создали маленький рай для всех сельчан – «казачью поляну» с прудом, конюшней, большим фруктовым садом и виноградником в 300 лоз медового муската.
Чтобы не проводить втридорога свет на край села, за счет президентского гранта поставили солнечные батареи. А еще заасфальтировали площадку для концертов и танцев, построили кирпичную мангальную, дали работу четырем казакам на подворье с зарплатой по 20 тысяч рублей. Деньги невеликие, но в сельской местности это подспорье.
Поляна уже стала почти что местным курортом. В пруду – рыбный маточник. Под рябью воды блестят спинами 50 японских карпов «кои» и около 2 тысяч мальков. А канаву для сброса воды из пруда казаки зарыбили для сельчан, пустив в нее 10 тысяч мальков карася – приходи и рыбачь на здоровье.
– Клюет один за другим! С удочками посидеть вечерком приходят, детвора рыбалит, – рассказывает Владимир Иванович.
«Градообразующая» сила
Но главное на «казачьей поляне» – конечно, кони! Пока на конюшне 8 лошадей разных пород и жеребенок. Казакам нравятся выносливые и дружелюбные карачаевские лошади, которых не зря уважают на Кавказе.
Детей приучают ухаживать за животными: хочешь кататься – убирай, чисть. Как говорит атаман, от общего труда и поляна в порядке содержится, и сад, и дети при деле.
– Я с ними выезжаю на прогулки на 20-30 километров. Красота, природа, фазаны! Детям тут раздолье: бегают, купаются в озере, ночуют – не выгонишь! То сало с картошечкой пожарим, то курочку, всегда сыты, – рассказывает Якимов.
Юные завсегдатаи поляны уже уверенно держатся в седле. В этом году двое воспитанников – подростки Люся Багнетова и Леша Костин – прошли наравне со взрослыми многодневную конную экспедицию.
Помимо своих и сельских детей ходят сюда ребята из кадетского класса. Казаки очень ценят педагога – незаменимую Галину Александровну Перетяченко, которой за волевой характер и доброту даже дали прозвище «казачья царица».
Из-под ее крыла уже выпорхнул в большую жизнь один казачий кадетский класс. Мальчишки в полном составе поступили в военные училища и высшие учебные заведения военного профиля. У девчат тоже неплохо складывается – учатся, замуж выходят.
Община в Солдатке (так иногда кратко называют это село) сплачивает казаков и большим хозяйством. Держат кур, свиней, что всегда обеспечивает стол на праздники, соревнования, да и после трудов праведных.
В этом году в крещенскую ночь через купель, которую тоже обустроили на поляне, прошло полторы тысячи жителей села. Двести литров горячего шулюма и чая – ни один человек не ушел голодным.
Есть у казаков и рынок, и земля. 350 га работают на общину: средства от сельскохозяйственной деятельности по уставу казачьего общества тратятся на развитие. Еще 210 га использовали для строительства станичного храма Святого благоверного великого князя Александра Невского. Дом Божий с фундамента подняли казаки. В храме уже совершаются службы, почти закончены отделочные работы.
«Градообразующая» сила общины проявилась еще и в организации бесплатного спортивного зала, где занимаются больше 200 сельчан. Аренду помещения, работу тренера и коммуналку оплачивает казачье общество.
– Туда ходят все наши общины. Имам ко мне приезжал, поговорили, надо – пожалуйста. Чтоб был мир, и никаких разговоров, – убежден Владимир Иванович.
От самосознания к туризму
В планах – организация полноценного этнографического подворья, которое должно стать яркой туристической точкой восточных районов Ставрополья, пока никак не ассоциирующихся с курортами.
– На следующий год поставим полноценный дом с русской печью, окнами на пруд. Бурки повесим, красиво будет, по-казачьи. А вон, видишь курган? Это земля, вырытая из пруда. Там сделаем дозорный пикет с вышкой, как встарь, – обходя территорию, рассказывает Якимов.
Вокруг посадят поле люцерны лошадкам на корм, а за озером построят три гостевых домика с рыбацким кафе для отдыхающих.
…Невольно думается: обряд куначества не проводили на Ставрополье, по крайней мере открыто, больше века. Наверное, потому, что он подразумевает серьезный шаг – мужское слово, клятву.
Но если возникает потребность выразить взаимное уважение в символических действиях, значит этого требует самосознание народа. И есть стойкое чувство, что оно тут крепкое.