Выбрать страницу

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве»

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве»
Реклама

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. О становлении организации, текущей деятельности и перспективах рассказывает председатель Комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве»

-Владыка, в последние годы в различных регионах нашей страны при участии Синодального комитета по взаимодействию с казачеством проходят форумы, посвященные вопросам духовного окормления казаков. К каким конкретным результатам приводит такой формат работы?

– Сегодня, по прошествии почти одиннадцати лет с того момента, как Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством был учрежден по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, становится очевидным, что Комитет организует процессы воцерковления и духовного окормления казаков, приводящие к ощутимым результатам, правда, немного в отдаленной перспективе.

Я говорю о тех наработках, которые осуществлены Синодальным комитетом: десятки конференций, учебно-методических семинаров, круглых столов, форумов в Ставрополе, на Ямале, в Астраханской, Московской, Калужской, Рязанской, Иркутской, Омской областях, а также о большом числе разработанных документов по окормлению казачества, квинтэссенцией которых стала Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества, принятая Высшим Церковным Советом.

Очевидно, что расширился спектр взаимодействия с казачеством. Я сразу поставил задачу взаимодействовать не только с реестровыми казачьими обществами, но и с общественными, со всеми, кто исповедует православную веру, желает единства, процветания казачеству и Святой Руси.

Это очень важный момент и посыл. Это привело к тому, что тяжкая грань греховного братского разделения стала стираться. Уже нет такого жесткого противостояния. Так и должно быть. Дух братолюбия, прежде всего, должен существовать в российском казачестве.

Поэтому то мудрое решение, которое приняли Святейший Патриарх и Священный Синод, образовав Синодальный комитет, сейчас все более и более приносит благодатные обильные плоды в деле окормления российского казачества.

Понятно, что даже за несколько лет сложно полностью преобразовать казачество, это дело всей жизни и последующих поколений. Важно то, что оформилась сама структура, сам остов.

И то, о чем говорится на наших форумах и конференциях как в Москве, так и в других городах и весях, – это прежде всего задача воцерковления, возвращения в лоно нашей Матери-Церкви братьев-казаков. Все-таки за годы советской власти их оторвали от Церкви, хотя они сохранили в себе приверженность православной вере.

Более тысячи духовников окормляют казаков на канонической территории Русской Православной Церкви. Это не просто весомая цифра, это духовно-нравственный стержень нашего соработничества.

Казачьи наставники всем своим служением убеждают, что с их словом надо считаться, что казак как всякий православный христианин обязан помнить: у него есть духовник, архипастырь – и вести себя подобающим образом. Казаки, я убежден, – настоящие защитники и надежный оплот святой Православной Церкви.

– В настоящее время в епархиях Русской Православной Церкви создано 164 подразделения по работе с казачеством. Каким Вам видится эффективное взаимодействие Комитета с казачьими духовниками и как должно строить свою работу духовенство, окормляющее казаков, с представителями казачества на местах?

– Священники неоднократно обращались в Синодальный комитет с просьбой о создании документа, регламентирующего взаимоотношения казачьего духовника и казачьего общества. Мы согласовали основные содержательные позиции, и такой документ был создан и принят Высшим Церковным Советом в 2014 году – «Положение о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством».

Отделы или комиссии и раньше существовали в некоторых епархиях, но в течение двух лет, в том числе в связи с учреждением новых епархий, их число возросло до 164.

Это означает, что Синодальному комитету необходимо получать корректную информацию о работе Церкви и казачества на местах едва ли не в ежедневном режиме. При том что свою работу необходимо планировать и отвечать за конкретные результаты проводимых мероприятий, руководители епархиальных отделов и казачьи духовники испытывают потребность в новых подходах, ведь им приходится вести церковно-государственный и церковно-общественный диалог, нацеливая всех участников соработничества на полезное служение Церкви и Отечеству.

В течение года мы провели немало встреч, конференций и форумов, которые, по сути, стали площадкой для повышения квалификации. Всем нам нужны новые знания, новый опыт, а также эффективная методология, позволяющая качественно и современными способами решать возникающие как у священников, так и у казаков проблемные вопросы.

Сегодня многое зависит от желания самого пастыря, ведь мы видим разные примеры соработничества на местах. Я хотел бы обратить внимание священства на более высокую требовательность, прежде всего, к самому себе. В этом случае богоугодный результат может быть достигнут естественно и быстро.

– Синодальный комитет активно развивает сотрудничество с представителями казачества за рубежом. Как удается объединять вокруг Церкви потомков казаков, оказавшихся в эмиграции после 1917 года, с разными взглядами на историю казачества и пониманием нынешнего места казаков в современном обществе?

– Это важное направление деятельности Синодального комитета. Мы ясно осознаем, что за пределами нашей Родины остались потомки казаков, которым небезразлична и необходима связь со своим Отечеством.

Церковь является объединяющей силой и неоскудевающим источником, к которому стремится всякая христианская душа. Здесь мы все становимся единым со Христом организмом через приобщение Святых Таин.

Правда Христова позволяет нам избежать тех трагических ошибок, которые привели в начале XX века к братоубийственной войне, разделившей и рассеявшей русских людей по всему миру. Как мы едины у Святой Чаши, так мы должны быть едины в обычной жизни.

В поездках в казачьи общества Австралии, Чехии, Франции, Германии, Болгарии мы убеждаемся, что духовенство и казаки знают и поддерживают друг друга. Примечательно, что в эти поездки мы приглашаем представителей казачьих обществ России, духовенства, государственной власти, научного сообщества и наша делегация становится центром внимания и притяжения русской общины за рубежом.

Продолжается наше общение и тогда, когда потомки казаков приезжают к нам в Россию. Например, они участвуют в работе казачьего направления Рождественских чтений и Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора. Уверен, что такие мероприятия помогут нашим соотечественникам-казакам, проживающим за рубежом, сохранять свою национальную идентичность и объединяться с целью сохранения единого духовного и культурного пространства в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Как показала практика, казаки кардинально меняются после принесения присяги. В их поведении появляется принципиальность, они с большей ответственностью относятся ко всем возлагаемым на них обязанностям, и в первую очередь, к учебе.

Появляется братство, объединенное общими интересами и задачами. Это доброе и нужное дело именно для казачьей молодежи. В жизни нужно учиться быть прежде всего человеком, и – человеком нужным обществу, милосердным, умеющим дружить и помогать людям. Подрастающее поколение должно впитать в себя главное – верить в добро и делать добро.

Напомню, в начале июля 2016 года в Санкт-Петербурге Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Фонд развития казачества «Отечественное казачество» при поддержке правительства Санкт-Петербурга провели Первый Евразийский форум казачьей молодежи.

Лучшие молодые представители вместе с воспитателями и духовниками из всех 11 реестровых казачьих войск, а это люди из различных регионов нашей страны, прибыли в Северную столицу, чтобы пообщаться друг с другом, поучаствовать в богослужениях в великих русских храмах, обрести новые знания на занятиях, которые проводили преподаватели Первого казачьего университета совместно с сотрудниками Синодального комитета.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Дух братолюбия укрепился в нашем казачестве»

Среди положительных новостей уходящего года отметил бы еще создание в мае Всероссийской ассоциации «Союз казачьей молодежи». Отрадно, что сегодня в Союз вошла казачья молодежь из 64 субъектов Российской Федерации.

Его представители будут выступать с докладами о проектной деятельности на мероприятиях казачьего направления Рождественских чтений в январе 2017 года. Важно не только с раннего возраста вовлекать казаков в жизнь российского общества, но и продолжать вести их в данном направлении и по окончании школы.

Отмечу, что Всероссийская ассоциация «Союз казачьей молодежи» планирует войти в реестр молодежных и детских общественных организаций, пользующихся господдержкой. Этот шаг позволит расширить возможности Союза во многих сферах его работы.

Дух времени, который часто искушает молодежь современными образами, привнесенными извне, не сможет нанести ущерба русской казачьей душе, если Церковь в соработничестве с общественными институтами и органами власти будут всеми силами способствовать духовному попечению и укреплению нравственных устоев в молодежной казачьей среде.

– Внимание Русской Православной Церкви к работе со средствами массовой информации стало очень заметно. Не только православные и светские СМИ, информационные ресурсы Синодальных учреждений и епархий вовлечены в обширную деятельность Церкви. Стремительно распространяется информация, опубликованная в социальных сетях. Вы сами обзавелись собственным аккаунтом в «Фейсбуке». Что можете сказать о процессах, происходящих в старых и новых медиа?

– В последние восемь-десять лет состояние медиасферы менялось, и менялось не один раз. Причин тому несколько. Прежде всего, это стремительное технологическое обновление, заставляющее журналистов работать еще быстрее в разных форматах.

Автор спешит не только написать текст, но и прокомментировать событие на радио, подгрузить к интернет-публикации небольшое видео. Влиятельные светские СМИ в единственном качестве – только печатные, например, – сегодня почти не существуют.

Получается, для пользователя или читателя под одним брендом создано несколько медийных площадок, в которые он погружается с интересом. А нередко обычный человек, не связанный с журналистской сферой, становится создателем собственного видео, которое моментально выкладывает в Сеть. По сути мы наблюдаем возникновение народной журналистики. Тоже любопытный процесс.

И его нельзя не приветствовать. Пусть люди, тем более молодые, пробуют себя в разных областях, ведь объективная информация, разные подходы к анализу событий нужны нашему обществу. Это, безусловно, положительное явление. Замечу, Церковь нисколько не отстает от бурных преобразований в таких важнейших отраслях, как информационные, коммуникационные, социальные технологии.

Работают православные телеканалы, расширяет сеть вещания радио «Вера», активно пополняются православные информационные интернет-ресурсы высокого уровня, которые публикуют в том числе информацию Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, за что мы всем нашим соработникам весьма признательны.

Ну а появление представителей Церкви, включая архиереев Русской Православной Церкви, в социальных сетях – это, с моей точки зрения, признак растущей необходимости индивидуального подхода к описанию происходящего в режиме онлайн события, а также фокусирование внимания пользователей на важном для общества информационном поводе. Мы все, независимо от возраста, социального положения, предпочтений житейских, стали участниками глобальных интеграционных процессов в мире информации.

И главное здесь, конечно, не скорость передачи новостей и комментариев, а смысл нашего высказывания. Он заключается в том, чтобы жить, как недавно сказал Святейший Патриарх, «по законам, которые соответствуют нравственной природе человечества». Искать и находить в мире примеры людской чуткости, отзывчивости, взаимовыручки, профессионального горения, писать об этом и нацеливать окружающих на доброделание.

…Служить Богу и нести свой крест как главное и почетное послушание, украшая и развивая жизнь вокруг себя, – вот смысл нашего соработничества и цель воспитания казачьей молодежи.

Реклама

Видео

Загрузка …