ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ | Ставропольский Благовест

Выбрать страницу

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Реклама

Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ

и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь праздника Пасхи

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ именуется Пасхой по названию ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства.

Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

В ряду Господских праздников Воскресение Христово занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников оно «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Все богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем Господе.

Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающее пасхальное торжество. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан.

Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного праздника Воскресения Христова.

Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые утром пошли ко гробу, обходят вокруг храма с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая этим духовную радость светоносного праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Господня.

И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…».

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, после чего они отверзаются, и ликующий сонм священнослужителей и паствы, как некогда мироносицы к апостолам, входит в храм, залитый светом всех светильников и лампад, и оглашает его песнью: «Христос воскресе из мертвых!».

Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного преподобным Иоанном Дамаскиным. Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых!».

Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников обходят весь храм, наполняя его фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос Воскресе!», на что верующие радостно отвечают: «Воистину Воскресе!».

Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.

В конце утрени после пения: «…друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением» – все верующие начинают приветствовать друг друга.

Радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечали: «Воистину Воскресе!».

Взаимное лобызание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и нашего примирения с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

Затем читается Слово святителя Иоанна Златоуста.

После утрени совершаются Часы и Божественная литургия при отверстых Царских вратах, которые открыты с начала заутрени и не затворяются всю Светлую седмицу в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Царствия Небесного.

На литургии читается первое зачало Евангелия от Иоанна, начинающееся словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1).

Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса «в честь и славу и воспоминание славного Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста как знамения победы Иисуса Христа над смертью или с изображением Воскресения Христова.

пасха

Слово «артос» – греческое, в переводе на русский язык означает «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), ощущали живой верой невидимое присутствие Господа на своих собраниях.

Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. И каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос Воскресе!».

Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых, приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную в память о Нем.

Так сохранился в Церкви этот обычай и через века дошел до нашего времени.

Артос, полагаемый в праздник Пасхи в храме пред взорами верующих, должен служить такому же напоминанию невидимого присутствия с нами воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертью и Воскресением сделался истинным хлебом. Такое значение артоса раскрывается в молитве на его освящение.

Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос.

пасха

 

По материалам сайта pravoslavie.ru
Реклама

Видео

Загрузка …