![Преображение. Выпуск от 09.05.2020](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/06/video9-150x150.jpg)
Станичный музей
Светлана НАБИЕВА
Как представляют себе Россию иностранцы? Балалайка, водка, медведь да бескрайние заснеженные просторы. Но страна наша многообразнее и глубже этих брендов.
Сколько народов, народностей и этносов проживают здесь, столько и традиций и культур. Взять хотя бы наш богатейший край, в котором смешалось немало языков и религий.
Но сегодня давайте поговорим о казачестве. Много интересного можно рассказать о воинах-хлебопашцах, которые приращивали земли и охраняли южные границы Российской империи.
И не только бились, но и братались, роднились с горцами через куначество, алтычество. Да что скрывать, почти в каждом казаке течет кровь кавказских народов.
Как донести славную историю предков до подрастающего поколения, чтобы не забывала молодежь о своих корнях? Как закрепить народные традиции?
И вот в станицах открывают музеи, разрабатывают туристические маршруты, и что самое ценное – делают это сами люди, потомки тех казаков, которые осваивали здешние места триста лет тому назад.
Ведь если порыться на чердаках и посмотреть в подвалах, то и сегодня можно отыскать в станицах и хуторах наших кое-какие экспонаты из семейного прошлого.
«Наследие»
Вот так и собирали музей «Наследие» станицы Барсуковской Кочубеевского района – с миру по нитке.
Кто-то принес деревянное корыто, которое заменяло казачкам стиральную машинку, кто-то – праздничное убранство для горницы.
Александр Королев, например, активно заполняет музейные полки. Одних чугунков здесь сотня точно будет! Рассказывает он, что матушка его в такой посуде суп да борщ варила, тыкву парила.
А Георгий Куликов принес то, чего ни у кого в станице еще не было, – родовое древо, которое сам составлял не один десяток лет.
![Станичный музей - история станицы Станичный музей - история станицы](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/10/kulikov.jpg)
Георгий Куликов
Теперь его семье посвящен отдельный стенд, на котором представлена и домашняя утварь, доставшаяся ему по наследству от прадедов и прабабушек.
Что говорить, у каждого горшка, у каждой старинной прялки или расписной накидки на подушку – своя история. Даже кусочек деревянного украшения из разрушенного дома может рассказать о многом.
К разговору подключается руководитель музея «Наследие» Валентина Попова:
– История станицы нашей богатая, вот и решили все вместе ее восстанавливать, детей подключили. Например, дом один (старый, рубленый) простоял тут более ста лет.
Жила в нем казачья семья старинного рода Гетмановых (один из представителей ее атаманом был). Но три-четыре года назад решили снести обветшавшее жилище.
![Станичный музей - история станицы Станичный музей - история станицы](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/10/popova.jpg)
Руководитель музея «Наследие» Валентина Попова
Больно было смотреть на это, вот и забрали мы из того дома двери, наличники, чтобы сохранить все и показывать будущим поколениям, заодно и о славном роде повод есть рассказать. Стоит в нашем музее и древний сундук, найденный на чердаке этого же дома.
Раньше никто на него внимания не обращал, а ведь смастерили его местные умельцы, которых в станице было немало. Такие сундуки казаки брали с собой в походы: хранили в них документы, вещи, везли вслед за конными в обозах.
Довольно-таки тяжелые скрыни эти, потому что из дерева, но ручки по бокам крепкие – взяли два казака да понесли. Удобно.
Экскурсионный маршрут
Барсуковцы решили, что история их малой родины может привлечь людей приезжих, и разработали экскурсионный маршрут. Девчонки и мальчишки наравне со взрослыми экскурсоводами теперь рассказывают, как жилось в их родной станице много лет назад.
Александра Орешина показала нам, где были расположены храм и церковноприходская школа.
Ведь казаки были глубоко верующими и богобоязненными людьми, первым делом на новом месте храм ставили, а по сторонам – вышки сторожевые. Так берегли станичники святыни православные.
Людмила Ильченко, директор культурно-досугового центра Барсуковского сельсовета, провела нас по тупиковым переулкам, которых, по ее словам, в станице было множество. Для чего?
Чтобы горцев во время их грабительских набегов можно было в одном из таких тупиков быстро догнать. Пригласила она заглянуть нас во двор зажиточного казака.
– Станица была небогатая, – говорит она. – Все дело в землях наших – бедных, солончаковых. И сейчас знаем: если огород не удобришь, ничего с него не возьмешь.
![Станичный музей - история станицы Станичный музей - история станицы](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/10/ilchenko.jpg)
Директор культурно-досугового центра Барсуковского сельсовета Людмила Ильченко
Но зато простор какой! Не было такого, чтобы хаты стена к стене стояли. Селились казаки, как им заблагорассудится, обязательно пруд для птицы выкапывали.
Всему на усадьбе свое место было, причем постройки располагались по кругу, чтобы вовремя можно было уйти в случае опасности.
«Что там в былом? Героический страх, труд, и бои, и невзгоды, да в справедливых неравных боях – смерть за свои огороды», – написала ставропольский поэт Раиса Котовская.
Показали нам, как пекли хлеб в русской печи, как стирали в деревянном корыте, как гладили рубелем, не имея привычного для нас утюга. Вспоминали истории о своих земляках.
А рукодельницы показывают, что тоже не лыком шиты. Елена Бижукова свадебные венки на фату мастерит, мама ее этому научила, а сама вышивку выбивала швейной машинкой на ткани.
Отец тоже мастером был – резал по дереву (сохранился сделанный им сервант).
Елизавета Верченко цветоделием занимается, цветы из ленточек делает, картины.
Да и швей, вышивальщиц и вязальщиц (хоть спицами, хоть крючком) тут немерено!
Живая память
Для чего все, что касается прошлого станицы Барсуковской, сберегали, а потом собрали в музее, вопроса не возникает ни у взрослых, ни у детей.
Валентина Попова приводит запомнившиеся с юности слова: «Человек, не знающий своей истории, – игрушка в руках всякого проходимца».
– Чтобы не быть такими игрушками, станичники должны хорошо знать свои корни. А корни – вот они, рядом…
В некоторых дворах все еще печки русские стоят, а уж в памяти многих они точно остались. Вкуснее каши в чугунке и картошки в мундире, из печи вынутых, наверное, ничего нет.
Помню, как бабушка выпекала хлеб с душистой корочкой, и его сразу же, с пылу с жару, дети на ура расхватывали.
Татьяна Журавель, директор барсуковской школы, добавляет, что печь эта еще одну функцию выполняла:
– В холодные зимние вечера, когда возвращались мы с улицы промокшие, озябшие, снимали верхнюю одежду и забирались на печку, чтобы отогреться. Все – и малые, и старые – спасались так от простуды, ломоты в суставах или иной хвори.
И гостей казаки принимали тепло и ласково. Людмила Ильченко говорит, что не принято было у казаков задавать гостю вопрос: «Зачем ты пришел?».
Три дня ждали, пока гость сам скажет, для чего пожаловал, при этом стол все это время ему накрывали. Да и сами не брали с собой провиант, если ехали в соседнюю станицу, село или город, потому что знали: везде их встретят ласково, накормят и ночлег предоставят. «Что есть в печи, на стол мечи»…
Углубляясь в старинные казачьи обычаи, примешанные кавказскими, становится ясно: если у кого-то сложилось мнение, что были казаки людьми легкомысленными и бесшабашными, – это выдумки.
Только серьезные и обстоятельные люди могли выдерживать такие жесткие условия, когда приходилось проводить дни в тяжелых трудах, боях и походах.
А бесшабашность их – внешняя, происходила оттого, что постоянно по краю жизни ходили, смерти в глаза заглядывали. Наверное, поэтому так ценили они, да и сейчас ценят, чаепитие в кругу друзей.
Гостей в станице Барсуковской и поныне привечают ароматным чаем, настоянным на травах (чоборе да зверобое), все недуги изгоняющим. Самовар ставят и песню старинную затягивают… Добро пожаловать, гости дорогие!