Выбрать страницу

«Ставрополье – край исконно казачий»

«Ставрополье – край исконно казачий»
Реклама

Евгения ЖЕРДЕВА

«Ставрополье – край исконно казачий», – сказал председатель комитета Думы Ставропольского края по казачеству, безопасности, межпарламентским связям и общественным объединениям Юрий Гонтарь на одном из семинаров, посвященных проблемам казачьих сообществ.

И пояснил, что речь не идет о превалировании казаков над кемто. Просто констатация факта: земля наша стала южным пределом России благодаря самоотверженности казаков. Недаром ведь на строительство АзовоМоздокской укрепительной линии послали именно их, а не представителей иных народностей и сословий.

Пришло время снова позиционировать казаков как воиновземлепашцев, сохраняющих традиционную культуру своих дедов, живших по духовнонравственным законам. Но чтобы утверждать это, всем нам надо знать историю казачества. О ее этапах рассказала подготовленная архивистами историкодокументальная выставка «Казачество Ставрополья: из века в век».

«Ставрополье – край исконно казачий»

Проходила она одновременно в выставочном зале Государственного архива Ставропольского края и в экспозиционных залах Апанасенковского, Благодарненского, Изобильненского, Кировского, Красногвардейского, Курского, Труновского, Шпаковского районов, городов Ессентуки и Минеральные Воды.

«Казачество Ставрополья: из века в век»

Одна из главных задач этого выставочного проекта – ознакомление посетителей с архивными документами, разносторонне отражающими историю казачества на Ставрополье с XVII века до наших дней.

В числе участников выставки были Государственная публичная историческая библиотека России, краевое общественное движение «Ставропольское казачье войско», Российский государственный архив древних актов, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов, а также – впервые – Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством и Российский государственный архив социально-политической истории.

В экспозиции было представлено более 250 архивных документов и редких печатных изданий, большинство которых экспонировались впервые. Открывала выставку грамота 1615 года царя Михаила Федоровича Романова из фондов Российского государственного архива древних актов, дарованная терским казакам, – одно из первых упоминаний о казачьем войске на Тереке.

«Ставрополье – край исконно казачий»

Из Государственной публичной исторической библиотеки России были представлены иллюстрации к книге немецкого дипломата и путешественника Адама Олеария «Описания путешествий в Московию, Тартарию и Персию…», изданной в Амстердаме в 1727 году, на которых запечатлены бытовые сцены из жизни казаков.

В соответствии с распоряжением Екатерины II от 8 мая 1777 года были выделены средства на строительство Азово-Моздокской оборонительной линии и переведены туда казаки.

Их задача состояла в защите земель, присоединенных к России после русско-турецкой войны 1768-1774 годов. На выставке были представлены документы о заселении и освоении казачеством территории Северного Кавказа, об их службе, традициях, фотографии казачьих семей.

А также редкие печатные издания XIX века по истории казачества из фондов Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и Государственного архива Ставропольского края.

Особое место в экспозиции занимали документы 1917-1920 годов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории, рассказывающие о проведении политики расказачивания и переселении казаков за Терек.

И – о Первой конной армии, значительную часть которой составляли казаки. От Государственного архива Российской Федерации экспонировалась выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР о разрешении при проведении в 1926 году Всесоюзной переписи населения в Северо-Кавказском крае отображать казаков в графе «народность».

По результатам переписи тогда в крае проживали 2301,9 тысячи казаков (28% от общего числа жителей Ставрополья).

Во второй половине 1930-х годов особое внимание уделялось привлечению казачества в ряды Красной армии. На выставке были представлены документы, рассказывающие о подготовке молодых казаков к воинской службе в клубах и кружках «ворошиловских кавалеристов».

Посетители выставки имели редкую возможность увидеть фотографии из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов, запечатлевшие участие казаков в празднике народов Кавказа в городе Пятигорске в 1936 году.

Большой интерес вызвали эмигрантские журналы, изданные в Париже, Канаде, США в 1930-1990-х годах. Они поступили на хранение в Государственный архив Ставропольского края в начале этого года.

Значительная часть экспозиции была посвящена возрождению казачества на Ставрополье с начала 1990-х годов. На представленных фотографиях можно было увидеть моменты истории: казачьи праздники, принятие присяги, обряд посвящения в казаки.

Архивные документы дополняли фотографии и музейные предметы, переданные Ставропольским казачьим войском, такие как солдатский кинжал-бебут 1770-х годов, казачья шашка и походная Библия начала XX века, револьвер и арапник 1920-1930-х годов. И атрибуты современности: знамя Ставропольского казачьего войска, булава (символ атаманской власти), тексты присяги казака и казачьих заповедей, медали, почетные знаки и прочее.

Шаг в прошлое

Экскурсовод историко-документальной выставки «Казачество Ставрополья: из века в век» ведущий архивист Государственного архива Ставропольского края Владимир Аветисян поведал нам интересные факты из истории казачества.

«Ставрополье – край исконно казачий»

Оказывается, в конце XVIII века выдающуюся роль в формировании главенства казачьих воззрений сыграл Григорий Потемкин. Гравюру с его портретом можно было увидеть в экспозиции. Большое значение имело также создание в XVIII веке Кавказского линейного казачьего войска для освоения территории Северного Кавказа.

Штаб его сначала находился в Пятигорске, а впоследствии был перенесен в Ставрополь. Одним из первых начальников штаба стал граф Михаил Воронцов. В 1845 году император Николай I подписал «Положение» об этом войске, юридически узаконив его существование.

Архивист напомнил нам, что одной из крепостей Азово-Моздокской линии был будущий город Ставрополь. Среди экспонатов выставки мы увидели план крепости на месте краевой столицы, датированный 1815 годом.

А начало XIX века стало для казачества временем его укрепления на Северном Кавказе и формирования здесь населенных пунктов. К Азово-Моздокской линии причислили все приграничные станицы, жителей которых перевели в казачье сословие. Их главным занятием было военное дело. Командование казачьими войсками поручили полковнику войска Донского Конону Устинову.

В Государственном архиве Ставропольского края сохранился формулярный список – оригинал документа, описывающего его военную деятельность на Северном Кавказе. В архиве есть и другие документы, касающиеся этого периода, например «Ревизские сказки», содержащие географические сведения и свидетельствующие о постепенном увеличении числа казачьих поселений в Северо-Кавказском регионе.

Одним из первых подразделений, сформированных на территории Северного Кавказа, был Хоперский казачий полк (1696 год, время взятия Азова). На выставке было представлено обмундирование казаков этого полка.

«Ставрополье – край исконно казачий»

Хоперцы принимали участие в большинстве военных кампаний Российской империи, поэтому царское правительство благоволило им. Да и Петр I тепло отзывался о казаках Северного Кавказа (до поддержки ими Булавинского восстания).

Казаки наряду с несением военной службы по защите рубежей Отечества участвовали в защите императорской семьи – в составе Собственного Его Императорского Величества конвоя. Сформирован он был в 1813 году после спасения казаками Александра I во время битвы под Лейпцигом.

Конвой представлял собой элитные войска, куда отбирали специально подготовленных казаков высокого роста. Они должны были прибыть на службу с собственным конем высотой в холке не ниже полутора метров и носили отличительную форму.

Каждый из казаков конвоя три года проходил службу в Петербурге, после чего отправлялся для несения военной службы на Кавказ. В годы Первой мировой войны конвой охранял Царское Село и Санкт-Петербург, потом Ставку императора на фронте.

Дата его расформирования – 2 марта 1917 года – связана с отречением Николая II от престола. Тогда Собственный Его Императорского Величества конвой был переименован в конвой Верховного главнокомандующего, а затем распущен.

Территорию Северного Кавказа посещали разные исторические личности – государственные и общественные деятели, публицисты, литераторы. В их числе был Лев Толстой.

Почти полгода он ожидал свои документы для прохождения военной службы на Кавказских Минеральных Водах. Находясь все это время в окружении казаков, Лев Николаевич общался с ними, слушал их рассказы. В результате из-под пера классика вышла первая глава рукописи «Терская линия», в которой описывались нрав, быт и жизнь терских казаков.

Впоследствии писатель дополнил ее, и в 1863 году «Русский вестник» впервые опубликовал повесть «Казаки». В экспозиции можно было увидеть некоторые страницы данной публикации. Это произведение было высоко оценено – Иван Тургенев, например, писал о значении произведений Льва Толстого в том числе для ознакомления с казачеством как народностью Российской империи.

На выставке были представлены военная и повседневная одежда терских казаков того времени, элементы быта, в частности домашняя утварь. О влиянии на казачью одежду соседства с горскими народами говорят отдельные элементы: черкеска, вставки-держатели для газырей, головной убор (папаху к концу XIX века заменила фуражка).

Начало ХХ века. Первая мировая война… Более 280 тысяч казаков были мобилизованы на фронт, что, конечно, оказало огромное влияние на жизнь казачьего населения. В составе действующей армии количество казачьих подразделений резко увеличилось.

К началу Февральской революции 1917 года численность казаков в Российской империи составляла более 4 миллионов человек. Большая их часть находились на фронтах Первой мировой войны и поддержали Февральскую революцию.

Казаки активно участвовали в подавлении большевистских восстаний в марте-июне 1917 года. Были организованы большие казачьи съезды. Первый общеказачий съезд прошел в марте 1917 года в Петрограде. На выставке экспонировался отрывок из наказа его делегатам от Терского казачьего войска.

Одним из главных вопросов, рассматриваемых на этом съезде, был аграрный, и это доказывает привязанность казаков к своим землям, станицам, к своим корням. Второй общеказачий съезд прошел в июне 1917 года. В экспозиции была представлена фотография, на которой запечатлены его делегаты.

Эти документы, как и относящиеся к 1918-1919 годам, были предоставлены Российским государственным архивом социально-политической истории. Они показывают происходившие в те годы изменения в среде казаков.

«Где ты, казачество южной земли?»

Так несколько десятилетий назад вопрошала в своих стихах потомственная терская казачка, поэт Раиса Котовская. Ведь мы тогда и представить себе не могли, что казачество возродится.

Молодая советская власть поначалу относилась к казакам двояко. С одной стороны, они были опорой самодержавия и призывали к возвращению старых порядков. С другой – это была военная мощь, сила нации, которой большевики стремились воспользоваться.

На выставке экспонировалась телеграмма, направленная Лениным Владимиру Антонову-Овсеенко (в годы Гражданской войны главнокомандующему Южным революционным фронтом по борьбе с контрреволюцией), текст которой говорит о желательности привлечения казаков на сторону большевиков.

В 1919 году Сталин подписал решение ревкома об образовании Первой конной армии под командованием Буденного, в состав которой должны были войти казаки. Конармейцы принимали активное участие в наступлении на город Царицын, в боях на Дону против Белого движения. Представленные на выставке фотографии подтверждали это.

На одном из снимков был запечатлен Семен Буденный, пребывающий к полкам Первой конной армии, где его встречает «всероссийский староста» Михаил Калинин. История Первой конной армии завершилась в 1921 году.

Моментом истины для казаков стала Великая Отечественная война. С самого ее начала из казаков были сформированы отдельные дополнительные кавалерийские полки.

Второй гвардейский кавалерийский корпус возглавил генерал-майор Лев Доватор, чьим именем названа одна из улиц краевой столицы. На фронт шли казаки разных возрастов, отставившие в сторону свои претензии к советской власти за гонения 1920-х годов и посчитавшие своим долгом воевать с немецко-фашистскими захватчиками.

В период оккупации нашего края фашисты пытались проводить здесь политику привлечения казаков и перехода их в немецкие войска для борьбы против советской власти. В экспозиции была представлена агитационная немецкая листовка с призывом поддержать немцев, написанная на украинском языке (для запорожских казаков) и переброшенная на территорию Северного Кавказа.

Но доблесть казаков на фронтах Великой Отечественной показала их верность своей Родине, что определило дальнейшее отношение к ним советской власти. Хотя в мирное время значимость казаков для страны вспоминать у нас было не принято…

Возрождение казачества в России началось только в 1990 году, тогда же состоялся учредительный круг Ставропольского краевого союза казаков. Его основной целью было возрождение исторических обычаев казаков и восстановление правды о них. Мы увидели на выставке первые документы того периода, принятые не только казаками, но и высшими органами государственной власти. Например, региональный «Закон о казачестве».

Были созданы на территории Ставропольского края и общественно-государственные политические казачьи объединения, одним из которых стало Ставропольское казачье войско. Его эмблема экспонировалась на выставке. В 1990-е годы казаки принимали участие в военных действиях.

Так, во время обеих чеченских войн казачий батальон имени генерала Ермолова защищал российскую государственность на Кавказе. Совсем недавно казаки принимали участие в охране гражданского населения во время референдума в Крыму.

В экспозиции можно было увидеть фотографии, сделанные в тот исторический момент в городе Симферополе. Все это еще раз напоминает о том, что казаки призваны препятствовать распространению войны и хаоса, принуждая к миру и порядку военным путем, если иначе невозможно. Отличительной их чертой, помимо воинских качеств, является религиозность, а именно принадлежность Православию.

В 2010 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который возглавляет митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Главная задача комитета – возрождать казачество, вести диалог Русской Православной Церкви с казачьими обществами и общественными объединениями казаков.

Комитетом осуществляется еще одна задача – воспитание и обучение молодых казаков, для чего сформированы отдельные казачьи учебные заведения. Значит, казачество живет, продолжая чтить свои традиции и сохранять добросовестное отношение к своему делу – защите Родины.

Образ нового героя

Закончить статью хочу опять же словами потомственного казака Юрия Гонтаря: «Пришло время решать острейшие проблемы нашего общества, касающиеся развития казачьего движения и освящения этого процесса средствами массовой информации.

Тем более что президентом принята «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Случись что, казакам снова придется защищать российскую государственность на Северном Кавказе.

И они уже делают это – охраняют общественный порядок в составе казачьей народной дружины края, насчитывающей сегодня более 200 человек. Хотя в Ростовской области и Краснодарском крае численность таких дружин в разы больше…

Да, в казачьем движении нынче много проблем, но нужно искать и показывать зерна доброго и полезного в его недрах. Например, как казаки обихаживают свою землю, строят храмы, воспитывают подрастающее поколение в духе патриотизма и нравственности, оборудуют в школах спортзалы.

На наших глазах творится образ нового героя. Если мы не поддержим казачество сегодня, не перестанем называть казаков ряжеными и видеть в них только негативное, то сами себе подставим подножку».

Ведь что ждет нас впереди, ведает только Бог…

Реклама

Видео

Загрузка …