![Преображение. Выпуск от 09.05.2020](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/06/video9-150x150.jpg)
Суд чести: разрешать конфликты, а не смаковать их
Наталья ГРЕБЕНЬКОВА
Казачество – пожалуй, единственное сообщество людей, которое за новейшую историю возрождения и развития постоянно выясняет внутренние противоречия в публичном поле.
Это невозможно констатировать без сожаления, потому что как ни назови казаков сегодня: общественной организацией, сословием, а тем паче народом, – такое поведение несвойственно ни одной из названных категорий. Более того, никогда не было характерно для казаков дореволюционной России.
О том, как должны решаться споры и разногласия согласно казачьим традициям, помнят и понимают ли их сегодня казаки, – интервью с председателем суда чести Ставропольского окружного казачьего общества ТВКО Александром Месечко.
-Александр Яковлевич, что такое суд чести и каковы его функции сегодня?
– Старинные традиции казачьего самоуправления всю полноту власти, в том числе и судебную, отдавали кругу. Суд чести в казачьих войсках появился в XIX веке, когда произошло окончательное встраивание казачества как служивого сословия в систему Российской империи.
Это был орган, регулирующий морально-нравственное состояние казаков, разбирающий различные споры, в том числе и имущественные. Сегодня суд чести Ставропольского окружного казачьего общества ТВКО согласно уставу избирается кругом сроком на пять лет в составе пяти казаков.
Его членами могут быть наиболее заслуженные и авторитетные казаки, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казачества. В каждом казачьем обществе, от хуторского до войскового уровня, есть свои суды чести, которые, в свою очередь, входят в вышестоящие.
Это коллегиальный консультативный орган, рассматривающий и разрешающий по существу споры и разногласия между казаками и казачьими обществами округа, нарушения устава, совершение проступков, оскорбляющих честь и достоинство казака.
– Современные станичные казачьи общества насчитывают от нескольких десятков до сотен человек, а войсковые – тысячи. Естественно, в таком большом коллективе будут разногласия. Почему же на протяжении последней четверти века эти споры становятся предметом публичного обсуждения?
– За эти годы я много общался с казаками Дона, Кубани, участвовал во всех съездах казаков, всероссийских и региональных. И, естественно, всегда было разномыслие.
Но главное – казаки всегда определяли себя как людей православных, верующих. Многие отождествляют себя со службой, с охраной границ, земельным хозяйствованием. Кто-то считает, что надо быть вольными. Законодательство позволяет – пожалуйста!
Каждый выбирает себе дорогу, жену и веру. Но надо один раз это сделать, не меняя потом свое мнение без конца, и не болтаться, как бычий хвост. Выходят из обществ, потом назад возвращаются. Дело ведь даже не в тех, кого выбрали атаманами.
Все бывает в жизни: не люб человек, не подтверждает доверия. Обижаться-то зачем? Особенно на выборные должности. Завтра тебя выберут, и если твои действия не нравятся основной массе, то на кого обижаться будешь? Всегда эти скандальчики зависят от личных амбиций или какой-то обиды.
Если для тебя главное – казачье дело, ты осознал себя казаком в жизни, тогда ты не будешь привлекать прессу и выносить внутренние проблемы на всеобщее обсуждение. Я, признаюсь, терпеть этого не могу. Делай свое дело в рамках общественной организации или реестрового казачьего общества на общую пользу для всего казачества.
Быть может, и тебя оценят по делам твоим спустя некоторое время. Старики раньше говорили: «Делай свое дело, а там – что Господь даст». Дело казака в чем? Это твоя вера, семья, твоя земля. Сделайся там хозяином, чтобы ты не обижался.
Как ты себя ведешь, так и будет. Если ты воспитаешь достойных детей после себя, вот тогда это будет не болтовня. Оставь добрую память о себе как о порядочном человеке.
Когда мы закончим свой земной путь (если еще даст нам Бог Царствие Небесное), то встретят нас наши пращуры и спросят: как вы там жили, как блюли традиции? Что вы делали? Не замарали ли честь и достоинство казачьего звания?
– Когда только начиналось возрождение казачества, приходилось вспоминать все эти исторические традиции. Кто подсказывал, как вести круг, как выбрать есаульца?
– Учились у стариков, прислушивались к воспоминаниям бабушек и дедушек об устройстве казачьей жизни. Такие вещи не говорились в широком кругу, только для семьи, чтобы знали, кто мы и откуда. Но рассказы рассказами, а как на самом деле было?
Начали мы искать исторические документы, касающиеся казачества в целом и Терского войска в частности. Во Владикавказе удалось найти «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», высочайше утвержденное 1 июля 1891 года. Мне сделали его копию. В нем подробно описаны порядок проведения кругов, внутреннее устройство станичного правления, полномочия атамана, правления, станичных и хуторских судей.
Также Союз казаков России под руководством атамана Мартынова выпускал исторические методички для всех, это очень помогало. Отовсюду – по капле. Но жизнь ставила вопросы современные, острые. Мир меняется, в одну реку дважды не войдешь.
Даже в царских документах написано, какая статья отменяет предыдущую в связи с устареванием. Когда начал работать я над Положением о суде чести, перелопатил множество литературы, и в итоге оно в том виде не прошло. Сейчас понимаю, почему.
Это была архаика, теперь другие реалии. Документы для вхождения в Госреестр проходили юридическую экспертизу в краевых и федеральных инстанциях – Минюсте, Прокуратуре. Большие споры, например, вызывал пункт об обязательности православного вероисповедания для членов казачьих обществ.
Разглядели в этом нарушение права на свободу вероисповедания, но все же сумели найти нужные формулировки, не противоречащие действующему законодательству России. Великое благо, что сейчас мы можем открыто пользоваться своими традициями, в том числе по урегулированию внутренних конфликтов.
Будет польза, если и со стороны станет видно всем, как мы способны их решать. Нельзя порочить все казачество, выставляя своих братьев в глазах общества кучкой вечно дерущихся смутьянов.
– Можно ли сказать, что казаки сегодня недостаточно пользуются таким историческим институтом, как суд чести?
– Дело в том, что не все казаки хорошо знают историю. Забывают, что у них есть территориальные суды чести и советы стариков, куда всегда можно обратиться. Они же выбираются из своих, уважаемых и достойных казаков.
Получается, что недовольные сами не уважают тех, кого избрали для разбора конфликтов, а сразу бегут в публичное пространство. И начинается грязь нескончаемая. Собирается кучка, и поливают друг друга и всех вокруг во всеуслышание.
Для чего это делается, если можно поставить вопрос один раз и решить его? Но если цель – вовсе не прийти к решению проблемы, а обычный самопиар, привлечение к себе стороннего внимания, то это уже другое. Сегодня мы можем исключить казака из общества, а в старину было гораздо серьезнее – изгнание из станицы, что было равносильно самоубийству.
Обратитесь к тем, кто опытен, прожил жизнь и понимает, как лучше сделать. Конечно, если суд чести выбран формально, то он так и будет работать. Выбирайте не обязательно стариков, а тех, чье слово веско, кто пользуется уважением.
– Из выступлений в СМИ и блогосфере у стороннего читателя создается впечатление, что те, кто публично поднимают внутренние казачьи вопросы, как раз компетентны в традициях…
– Наша главная традиция – это уважение к старикам. Если обычно суд чести возглавляют старики, то получается, тебе не важно их слово. Взаимосвязаны три поколения – старшее, среднее и младшее. Что мы делаем сами, тому учим и наших детей – нашу надежу.
У меня в саду на родовом казачьем подворье растет огромный орех, который мы посадили вместе с дедом в 1948 году. Сколько было передумано под этим деревом! Здесь принимались серьезные решения. Как-то в детстве я косил с дедом траву.
Подошли мы к родничку, дед говорит: «Набери-ка воды». Напились мы холодной водицы, и дед сказал: «Помни, слаще этой воды никогда не будет, помни всегда этот родничок, это утро, солнышко, куда бы тебя ни занесла судьба».
И я действительно, где бы ни бывал, всегда вспоминал этот родник. Так и мы должны показывать пример молодым, воспитывать детей на том, как сами соблюдаем свои традиции, чтобы на деле они не прерывались. Вот тогда и будет казачество, как тот могучий орех, который много чего помнит на своем веку.
– Какие внутренние вопросы сегодня решает суд чести? С чем чаще всего обращаются казаки?
– За прошедший год было три обращения. Все они связаны с вопросами собственности, земельной и имущественной. Задача суда чести – примирить стороны, найти компромисс. В противном случае выносится окончательное решение, имеющее рекомендательный характер для выполнения его атаманами соответствующих обществ.
Самая большая проблема в том, что сами атаманы не сверяются с уставами. Хотите кого-то наказать? Посмотрите, вправе ли вы решать этот вопрос, при каком кворуме можно это делать. А если принимаете решение с нарушениями уставных требований, то даете повод их оспаривать.
К примеру, выделяется собственность из районного общества в хозяйственное пользование нижестоящему хуторскому. А потом, минуя устав и договорные отношения, вдруг попадает она в частные руки. Не твоя собственность, а районного общества.
Почему хуторской атаман делает это без согласования с районным? Образуется раскол: некая часть казаков поддерживают это решение, принятое с нарушениями устава, а другие – нет. Такого не было никогда! Два куска хлеба в один рот не поместятся. Если совести нет, то и казаком не будешь никогда. У казаков в старину была и частная собственность (личное подворье, дом), и общинная – войсковые земли.
Никто даже мизинец на войсковую не поднимал. Да и свое подворье, тем более дом, было очень сложно продать иногородним, только с согласия станицы. Станица часто сама выкупала собственность у тех, кто уезжал, чтобы не было «разбавления» жителей.
А если вы хотите выразить недоверие атаману, которого избрали кругом, то, опять же, пользуйтесь уставной процедурой. Можно высказывать любые мнения о его работе, но только на круге.
И если большинство не поддерживают вас, а вы продолжаете смаковать свое мнение публично, то это нарушение устава. Где прописано, что можно так делать? Полное незнание наших традиций, правил и документов. Ты обязан подчиняться большинству. Остальное – лицемерие.
– Быть может, гласность и публичность, наоборот, на пользу казачьему развитию?
– Не надо путать это с гласностью в гражданском поле государства. Если вы – члены казачьего общества, то для чего мы собрались и утверждали на кругах свои правоприменительные документы? Не нравится соблюдать, тогда зачем вы здесь? Вас никто не тянул сюда. Это какое-то раздвоение личности.
Вспоминаю очень сложное время – 1994 год, когда казаки выдвинули меня в Думу Ставропольского края от города Ессентуки. Законодательной базы никакой не было, денег в бюджете края – тоже.
Было 25 депутатов разных взглядов, при этом наплыв беженцев, перевод войск с западных направлений, первая чеченская война, потом буденновские события… Удивляюсь, как удалось удержать ситуацию. Были приняты устав края, флаг, герб.
Была команда единомышленников, все мы одинаково хотели стабилизировать обстановку в крае, решали проблемы, не оттягивая, не смакуя конфликты. Вы представляете, что было бы, если бы мы начали ругаться между собой?
С теплым чувством и благодарностью вспоминаю первого председателя Думы Валерия Зеренкова, Юрия Гонтаря, Виктора Хлопоню, Ивана Никишина, Виктора Бекетова, Василия Афанасова и других депутатов первого созыва. Казаков, которые оставили весомый след в возрождении Союза казаков на Ставрополье: Петра Федосова, Витислава Ходарева и других. Дай Бог здоровья живым и Царство Небесное тем, кто ушел.
Казаки и тогда, и сейчас хотят все сразу. Мы много шишек набили, но невозможно в одночасье изменить сознание, мировосприятие, ускорить ход событий. Нужно было искать казачью нишу в новом государственном устройстве России.
На этой волне в казачество пришло много людей, которым хотелось чего-то личного, выдвинуться. Я рад, что нашими трудами эта пена отлетела и на Ставрополье и Тереке создана крепкая казачья организация. Нам удалось в 1995 году принять в Думе первые в России законодательные акты, которые стали основой для развития казачества в Ставропольском крае.
После этого никакие сегодняшние трудности мне не кажутся неразрешимыми. Да, и сейчас не без проблем. Любое дело всегда сопровождается и успехами, и неудачами. Но я думаю, что свои главные задачи мы выполним.
С удовлетворением мы, старики, ветераны казачьего движения, смотрим на наши казачьи классы, на ребят, которые приходят из армии, где они с честью отслужили, подготовленные в казачьих обществах, и понимаем: главное – растет надежная молодая поросль казаков, достойные граждане нашего великого Отечества, будущее казачьего Ставрополья и Терека.