Выбрать страницу

Украденный праздник

Украденный праздник
Реклама

Священник Антоний СКРЫННИКОВ

настоятель храма Святого благоверного князя Димитрия Донского
города Ставрополя

Каждый год с приближением Масленицы в СМИ разворачиваются информационные баталии о смысле и корнях этого праздника.

Неоязычники, например, утверждают, что Масленица – это исконно языческий праздник, который у них «украли» христиане.

А православные отвечают, что Масленица – традиционное русское веселье, издревле укоренившееся в церковном календаре как подготовка к великопостным дням. Кто прав?

Экскурс в историю

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно не только обратиться к религиозным текстам и постановлениям, но и узнать, что думают по этому поводу светские ученые.

По мнению этнографов, филологов и фольклористов, этот праздник связан с культом предков. Согласно другой гипотезе, он имеет отношение к земледельческому культу.

Некоторые исследователи считают, что он посвящен мужскому началу, молодецкой удали.

Если рассматривать Масленицу в хронологическом аспекте, то она связана с подготовкой к Великому посту и заканчивается Прощеным воскресеньем.

Автор известного сочинения о России Смутного времени француз Я. Маржерет писал, что люди в этот день «ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами, и просят прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: «Простите меня, прошу Вас», на что отвечают: «Бог Вас простит, и меня простите тоже».

Масленица – это еще и проводы зимы и наступление нового календарного периода. В традиционном русском быту масленичная неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником.

Масленица называлась «честной», «широкой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей». Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась».

Украденный праздник - Масленица - Ставропольский благовест

Бывало, веселье достигало таких размахов, что царю Алексею Михайловичу приходилось самыми строгими мерами утихомиривать своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы в азартные игры не играли…

Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у государя, писал в своих записках: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

По словам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях – любимой масленичной забаве.

«Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста», – вспоминал он.

А саксонец Г.А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности».

По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».

Возвращение бурного празднования Масленицы приходится на эпоху Петра I. Секретарь австрийского посольства И.Г. Корб, приехавший в это время в Россию, утверждал, что на Масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие».

К немалому удивлению посольского секретаря, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец «освящал» на Масленицу шутовской «патриарх» – «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».

Дворец «освящали» в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок.

Затем во дворце начался веселый пир, продолжавшийся двое суток, «причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представителям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы».

В старину во многих русских деревнях во время Масленицы сооружались городки из снега с высокими снежными заборами, для пущей твердости политыми водой. В последний день Масленицы происходило взятие таких городков.

Парни, участвующие в забаве, делились на две партии – одни защищали «город» снежками, другие нападали. Смотреть эту потеху собирались все.

Вот что читаем мы у М.Ю. Лермонтова:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: «Помимо различных игр, обычных на Масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым».

Он имел в виду ставшее неотъемлемой частью масленичных забав катание с высоких ледяных гор – залитых водой высоких речных берегов, оврагов и пригорков.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в состояние шока.

«Находили высокую крутую гору, – писал Вебер, – и зимой один ее склон сверху донизу поливали водой, затем забрасывали соломой, и до тех пор повторяли это поочередно, пока не образовывался толстый лед. На вершине горы стоял стол, уставленный водкой, с которого катавшиеся получали сначала выпить на дорожку.

Вместо санок для спуска использовался тонкий соломенный коврик примерно два локтя длиной и один локоть шириной. На коврик один за другим садились три человека. Первый захватывал ногами передний край коврика, чтобы он не выскользнул.

Второй обнимал первого под руками и охватывал ногами его туловище. Третий… проделывал то же самое по отношению к сидящему в середине. Когда эти трое были готовы к отъезду, подавался знак подтолкнуть их, и уж тогда от всех троих… требовалось быть особенно осторожными и все время держать ноги поднятыми вверх, если они не хотели подвергнуться риску споткнуться и искалечиться, ибо, скользя, стрелой летели вниз…

Как только их толкали… начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, что когда был всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел».

Если рассматривать праздник с лингвистических позиций, то он имеет несколько названий: «Мясопуст» (в эту неделю запрещается употребление мяса), «Сырная неделя» (разрешается употребление сыра), «Масленица» (употребляется масло).

Часто можно встретить версию, по которой слово «масленица» («масляница») имеет гастрономический корень: именно весной, в марте, телятся коровы, благодаря чему в доме бывает много молока, молочных продуктов и сливочного масла, называемого «мазало».

Дохристианская эпоха

Теперь пришло время поговорить о самом главном – о корнях праздника. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.

Именно с этим некоторые исследователи связывают обычай сжигания чучела, всякого хлама, старья, которому нет места в новом году. Этнограф XIX века И.М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса – покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.

В языческой Руси Масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов блинов.

Украденный праздник - Масленица - Ставропольский благовест

Обычай празднования Масленицы на Руси ведется и от греческих и римских вакханалий и сатурналий, которые в Западной Европе переродились в карнавалы, названные так, по одной из самых распространенных версий, от латинского «carne» (мясо) и «vale» (прощай).

Первые карнавалы начали проводить в Италии (Венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с Бразильским), затем во Франции и в других странах.

Вплоть до XVI века Церковь со снисхождением относилась к карнавалам, которые ежегодно отмечались даже в некоторых монастырях. Но размах их со временем рос, и Церковь стала выступать против карнавалов.

Завет Апостола

Следовательно, первоначально Масленица как праздник имела языческие корни. Меня удивляет позиция некоторых верующих, пытающихся оспаривать это, игнорируя исторические факты.

Лично я не вижу в этом ничего страшного. Церковь не пыталась грубо ломать языческие традиции тех народов, которые принимали крещение. Как правило, процессы христианизации проходили плавно, по возможности с адаптацией национальных и религиозных традиции под церковный календарь.

Ведь речь в данном случае идет не о догматике Церкви и ее вероучении, а об исполнении слов апостола Павла: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9, 19-23).

Именно поэтому после принятия христианства наши предки сдвинули Масленицу на последнюю – предпостовую – седмицу. И в то время, когда кто-то предается объядению и неумеренному веселью, в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина, а в богослужебных текстах Церковь призывает нас к покаянию.

Реклама

Видео

Загрузка …