![Преображение. Выпуск от 09.05.2020](http://stavblagovest.cerkov.ru/files/2020/06/video9-150x150.jpg)
Воскрешение праведного Лазаря
Митрополит Антоний Сурожский:
«Мы вспоминаем, мы празднуем Воскрешение праведного Лазаря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой. Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения.
Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.
И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Церковь празднует это Воскресение не только как победу Самого Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни.
Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме смерти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться.
Вот в чем страх, и ужас, и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок, – они восторжествовали не только сердцем, но и всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.
Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смерти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на земле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы¬ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее.
Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в теле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлучению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что никакая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение, ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.
И вот мы поем воскрешение Лазаря – свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут.
Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия.
Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть вечность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на самом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих».