Выбрать страницу

Притча о талантах: первоисточник и современность

Притча о талантах: первоисточник и современность
Реклама

Священник Лев ГИЛЬ,

клирик Казанского храма города Буденновска

Георгиевской и Прасковейской епархии

 

Впервые читая Евангелие, поражаешься, как много выражений нашей речи, привычных и обыденных, впервые произнесены Господом Иисусом Христом!

Его Слово, переданное апостолами, открывает дверь в мир русской традиционной культуры, и оказывается, что главный ее смысл – в следовании за Христом. И сам строй нашего языка благодарно хранит память о Нем и Его учении…

Оторванные от евангельского контекста так называемые «крылатые выражения» русской речи теряют силу, блекнут и искажаются. Их соль перестает быть соленой, они впустую сотрясают воздух и не достигают своей цели – предостеречь душу от греха и подвигнуть к Богу.

Но если мы обращаемся к первоисточнику, все становится на свои места и даже знакомые с детства пословицы и поговорки помогают нам достигать спасения.

Например, в последнее время много говорится о талантах. Талантливых людей показывают по телевизору, им завидуют, говорят, что талант нельзя «зарывать в землю».

Притча о талантах: первоисточник и современность

О чем вообще идет речь? Как понять – есть у тебя талант или нет? А если есть, что с ним делать?

В Евангелии от Матфея (25, 14-30) есть притча о талантах, рассказанную Господом Иисусом Христом Своим ученикам:

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».

Это притча о Втором пришествии Христовом и Суде Божием. Даже если мы не доживем до конца этого мира, наша собственная смерть рано или поздно поставит вышедшую из тела душу перед Творцом и мы будем давать Ему ответ о прожитой жизни.

Поэтому эти евангельские слова имеют отношение к каждому крещеному человеку, называющему себя рабом Божиим. Талант – античная мера веса (около 26 кг). Господин – это Сам Господь Иисус Христос, вознесшийся на Небо телесно (ушедший «в чужую страну»), но невидимо пребывающий с нами всегда. Его возвращение – это Второе пришествие.

Обращает на себя внимание тот факт, что даются таланты серебра «каждому по его силе», то есть не избранным счастливчикам, а всем. В применении к нашей жизни это дает нам основание утверждать, что бесталанных людей просто нет.

Но что такое талант? В светском понимании это какие-то исключительные способности, несвойственные основной массе заурядных личностей: талант ученого, талант художника, даже «криминальный» талант.

 

Архиепископ Аверкий (Таушев) в «Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета» пишет, что таланты представляют собой как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые ученики и последователи Христовы должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души.

Это не только очевидные дары Божии, но и самые простые вещи: здоровье, материальное благополучие и даже время, отведенное нам для земной жизни, – его нужно тратить не на бесконечные тренинги и кастинги, а на дела любви к Богу и ближним.

Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании притчи о талантах пишет: «Удваивает данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других.

Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной своей пользе, а о пользе других и не помышляет, за что и будет он осужден.

Даже если увидишь даровитого и старательного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы земные, считай его человеком, закопавшим талант свой в землю, то есть в предметы земные».

Сколько в истории таких примеров, особенно в истории искусства, когда талантливые музыканты, художники, поэты оказывались во тьме отчаяния и самоубийства, потому что творили только ради изменчивой земной славы!

Лукавый и ленивый раб называет господина «человеком жестоким» – это обычное самооправдание грешника, потерявшего сыновнее отношение к Богу и потому представляющего Его жестоким и несправедливым.

Он лишается того, что имел, и оказывается в месте, не озаряемом Божественным светом, – в аду. А добрый и верный раб входит в радость Господина своего – в Царство Божие.

Поэтому когда, к примеру, известный артист уходит со сцены, покупает дом в деревне и строит там приют для бездомных, он не зарывает талант в землю. Скорее, наоборот, только начинает употреблять его в дело.

За него можно порадоваться, и поблагодарить Бога, и постараться самому успеть сделать в жизни самое главное!

Реклама

Видео

Загрузка …