Выбрать страницу

Вера и деньги

Вера и деньги
Реклама

Кирилл СОЧИЛОВ

 

«Хотел крестить своего ребенка, но очень смущает то, что за совершение этого таинства в храме нужно платить деньги».

Такие сомнения звучат все чаще в последнее время. Может быть, если на Русскую Православную Церковь нападают, значит, это кому-то выгодно?

Разберемся сначала с понятиями вера и деньги, если такое сопоставление вообще уместно.

– Для начала определимся, что Церковь – не комбинат духовных услуг, это во-первых, а во-вторых – в храмах не оказывают услуги, а совершают таинства, – говорит преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма Святого благоверного великого князя Димитрия Донского города Ставрополя священник Антоний Скрынников. – Таинство Крещения – одно из самых важных таинств в жизни христианина, вводящее его в Церковь.

Тем не менее так получается, что люди, которые не ходят в храм регулярно и не знакомы с внутренней жизнью Церкви, ее проблемами и заботами, часто бывают смущены, когда видят в храме ценники за совершение того или иного таинства.

Зачастую это вызывает обиду, скорбь, непонимание, как можно брать деньги за священнодействие. А может быть, стоит подумать, что есть твоя вера и что есть твоя Церковь?

– Чтобы разобраться в этом вопросе, – продолжает отец Антоний, – необходимо обратиться к Священному Писанию: «священнодействующие питаются от святилища… служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9, 13).

То есть со времен основания Церкви обыденным правилом деятельности христианских общин было содержание своих пастырей, которые отдавали все свое свободное время служению, не имея возможности работать на стороне.

Говоря о пожертвованиях, Священное Писание не говорит о размере пожертвований, который должен оставаться на усмотрение дающего.

С другой стороны, иногда бывает так, что люди, имеющие возможность пожертвовать на храм, предпочитают настаивать на бесплатности таинства, перенося в храм дух «экономии на всем».

Пожертвование или оплата?

вера и деньги

Разбираясь в теме, я выяснил, что пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна – духовно-нравственная, а другая – жизненно-практическая.

Практическая сторона. Церковь и ее люди живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Предположим, в штате церковной общины находятся настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане.

На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около нескольких десятков тысяч рублей.

Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и прочее. Это без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт. А налоги? Их-то никто не отменял.

Регулярно посещаю храмы, общаюсь с коллегами на религиозные темы. Вижу одно: нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. Большинство людей приходят в храм только для удовлетворения своих духовных нужд: во имя «Бога-в-душе», чтобы ребенок был под Божией защитой, чтобы «карму очистить», зачет сдать, чтобы семья крепче была. А о нуждах своего родного прихода они даже не задумываются.

Крещение – это первый шаг принятия православной веры. И широко распространено мнение, что оно должно быть бесплатным. Мол, на содержание Церкви и без этого хватит: продажа икон, свечей, утвари, проведение различных таинств.

Вопрос в том, что для некоторых людей, считающих себя верующими, Церковь перестает быть Церковью в духовном смысле, превращаясь в коммерческую лавочку.

– Если в храме все же указана цена за совершение таинства, то это рекомендуемая цена пожертвования, которая складывается из потребностей храма в финансовом обеспечении. Отсутствие денег не может быть причиной отказа в совершении таинства, – подчеркивает священник Антоний Скрынников.

Ты не смущайся

Вот что говорит иеромонах Иов (Гумеров): «Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен.

В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные взносы.

Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся – не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней».

Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, немного получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все.

Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, – не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны?

Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Реклама

Видео

Загрузка …