Выбрать страницу

Великий пост – время покаянное

Великий пост – время покаянное
Реклама

Александр СОРОКИН

 

Великий пост – один из самых продолжительных и строгих из всех многодневных постов. О том, что он значит для нас, православных, рассказал настоятель храма Святого благоверного князя Андрея Боголюбского города Михайловска священник Александр Крикунов.

– Отец Александр, можно ли назвать запрет вкушать плод от древа познания добра и зла первым постом?

– Для Адама и Евы запрет на вкушение плода от древа познания был возможностью через воздержание проявить свою любовь к Богу. Так что действительно это был первый пост.

После изгнания Адама и Евы из рая пост является неотъемлемой частью жизни христиан. В строгом воздержании жил святой Иоанн Креститель, Сам Господь наш Иисус Христос, после того как принял Крещение в водах Иордана, ушел в пустыню, где постился в течение 40 дней.

Великий пост

Раньше пост держали оглашенные язычники – так они готовились к крещению, совершавшемуся на Пасху. Древние христиане поначалу постились только во время Страстной седмицы, позже они вместе с оглашенными стали держать пост и в предшествующие ей недели.

– Что изменилось в понимании поста с приходом в мир Иисуса Христа?

– Евреи постились во вторник и четверг. Для фарисеев пост был формальным, внешним исполнением закона.

Предтеча и Креститель Господень Иоанн обличал фарисеев и кардинально изменил сугубо обрядовое понимание поста.

Он проповедовал покаяние как основание спасения. Держали пост и его ученики. Христиане начали поститься в среду (день предательства Иудой Христа) и пятницу (день Распятия Спасителя).

Суть поста открывается в отрицании его фарисейского понимания. Об этом рассказывает нам евангельская притча: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

То есть новозаветный пост направлен больше на духовную составляющую, он, противоположный ложному фарисейскому чувству безгрешности, дополняет мытарево покаянное чувство.

Какой толк, если мы будем воздерживаться от определенного рода пищи, а внутри будем «суть волки хищные» (Мф. 7, 15)?

Поэтому наиболее важно поститься духовно при обязательном уставном телесном посте. Самое главное – чтобы люди «не ели» людей. Ведь часто так бывает: мясо и молоко человек не вкушает, а жизнь ведет такую, что окружающие от него страдают. Такой пост не нужен ни Богу, ни человеку.

– Может ли пост причинить вред человеку?

– Иногда человек налагает на себя пост, который не может соблюдать. Нет общей рекомендации, как именно нужно поститься. Для военных – один пост, для учащихся – иной, для людей, занятых на тяжелой работе, – совсем другой.

Великий пост – время покаянное

Иначе постятся дети, беременные женщины, немощные. Каждый для себя определяет пост, посоветовавшись с духовником, который знает возможности человека, его жизненную ситуацию и состояние его здоровья.

Иногда дается благословение на воздержание не от того же молока, а от сигарет, от спиртного, от вредных привычек, от игровых пристрастий… Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно. Ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

Нами зачастую обладают разного рода страсти. Так бывает: у человека вес уже 130 кг, все болезни обнаружились, ноги распухли, сердце еле бьется, а он все ест и ест. Или у человека семья распадается, его с работы выгоняют, а он все пьет и пьет.

Православная Церковь устанавливает посты, чтобы помочь справиться с теми или иными страстями, которыми обуреваемы люди в этой жизни. Зачастую страсти управляют человеком.

Умом человек понимает, что нельзя, а страсть говорит: нет, давай, вот так живи. А все потому, что мы не воздерживались от греха в тот или иной момент жизни, вот и приходим к таким плачевным ситуациям и состояниям.

Ограничение на молоко, мясо, спиртное, сигареты, разного рода увлечения и развлечения тоже определяет духовник.

– Должен ли духовный пост быть непрерывным?

– В русском языке слово «пост» обозначает два понятия: пост христианский и пост, на котором несут службу военные, те же пограничники, охраняя границы государства.

Пост, который предлагает Церковь, мы тоже должны нести, как воины Христовы, – охранять свою душу от грехов, страстей, привычек, привязанностей, от тех или иных пагубных действий лукавого.

Пост не является самоцелью: мы постимся не для того, чтобы поститься. Пост – одно из средств к достижению вечных благ, к избавлению от тех или иных страстей.

Пост не цель, а средство к укрощению страстей, вредных привычек, плотских вожделений. У нас зачастую не только тело грешит: иногда мы так извратим свою душу, что за собой и грехов не чувствуем.

Совесть ничего не подсказывает, мы давно уже с ней договорились.

Пост – добродетель, которую мы в себе воспитываем для того, чтобы к нам не приставали ни грешные привычки, ни грехи, ни пристрастия, ни страсти, чтобы нами ничто не обладало.

В наш информационный век можно поститься уже от информации. Она нами тоже очень сильно обладает.

– Какова же главная цель поста?

– Стяжание Духа Святого, умножение добродетелей и через избавление от тех или иных пристрастий и искреннюю молитву достижение Царства Небесного, вечных благ.

Мы постимся для того, чтобы очистить свою душу от всякой скверны. В Священном Писании говорится: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Зачастую у нас есть не то что беснования, а раздражение, гнев, и в дни поста мы воспитываем в себе добродетели, противоположные нашим грехам: если есть жадность, стараемся творить милостыню, если нами обладает гордость, стараемся воспитывать в себе смирение, и т.д.

– Почему Великий пост носит такое название?

– Он и самый продолжительный, и самый строгий, и предшествует Пасхе. В Великий пост меняется строй богослужения – в некоторые дни не служится литургия или служится Литургия Преждеосвященных Даров.

Также в великопостные дни меняется цвет облачения священно- и церковнослужителей, в эти дни все в храме переоблачается в черный или фиолетовый цвет.

В дни Великого поста и на Страстной седмице мы мысленно возвращаемся в то время, когда Господь добровольно принял на Себя страдания, сопереживаем им, вспоминаем, что Христос страдал ради нас, что Бог отдал Сына Своего Единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Церковь напоминает нам, особенно в дни поста, что мы состоим не только из тела, но и из души. Когда мы угождаем телу, по сути храму живущего в нас Духа Святого, наша душа страждет.

Великий пост – время покаянное

 

В дни поста нужно делать «генеральную уборку» внутри себя, выметать все грехи, страсти, привязанности и наполнять наш телесный храм чистотой молитв и добродетелей.

Мы должны всю жизнь взращивать, оберегать то семя, которое дается каждому христианину при крещении, чтобы оно приносило благие плоды.

Орошать его слезами раскаяния в своих грехах, удабривать добрыми делами и молитвами, удалять сорняки грехов, чтобы они не заглушали доброе семя, не заслоняли для него свет Божий.

Так нужно заботиться о своей душе, особенно в дни поста, ведь это время покаянное.

Реклама

Видео

Загрузка …