Выбрать страницу

Путь к небесам

Путь к небесам
Реклама

Елена АНОХИНА

 

Ставропольская городская капелла «Кантабиле» существует с 1993 года. Концепция коллектива – классическая музыка в разных видах и легкодоступной форме. Концерты капеллы проводятся по четвергам в органном зале Детской музыкальной школы №1 краевого центра. Программы построены по принципу разнообразия стилей и жанров, а комментарии ведущей позволяют даже неподготовленным людям легко воспринимать музыку. Подобного явления в Северо-Кавказском регионе нет. Путь к небесам

Наш разговор пойдет о камерном хоре капеллы «Кантабиле», официальному существованию которого в прошлом году исполнилось десять лет. Хотя формально он существовал все предыдущие годы деятельности оркестра «на уровне оптимистов», как говорит его руководитель, хормейстер Елена Болеславовна Кириллова (она является также регентом архиерейского хора Ставропольской митрополии). В течение первых шестнадцати лет хор собирался для какой-то определенной цели, например для исполнения программы Рождественских вечеров, кантат Баха, Моцарта. Поскольку коллектив «Кантабиле» был достаточно востребован в Ставрополе на различных городских мероприятиях, в 2009 году решили расширить его состав. Для этого городская администрация ввела дополнительные ставки, и тогда хор стал постоянным участником концертов. Первоначально певцов было восемь человек и хормейстер, сейчас собирается до двенадцати человек плюс хормейстер. У кого-то основным местом работы является Ставропольская государственная филармония, кто-то трудится в краевом колледже искусств. Словом, это не самодеятельность. Есть люди с высшим музыкальным образованием – окончили Донецкую или Астраханскую консерваторию, факультет искусств Ставропольского государственного университета.

Репертуар хора богатый, многогранный по стилистике и эпохам, начиная с XVI века и заканчивая современной музыкой. Это и произведения зарубежных авторов эпохи Возрождения и классиков-романтиков, и русская хоровая музыка. Все максимально глубокое, хорошего качества.

Духовная музыка

Путь к небесам – На протяжении двадцати восьми лет я имею регентскую практику, – рассказывает Елена Болеславовна. – Архиерейский хор исполняет не только авторские произведения, но и церковные песнопения – стихиры, тропари, гласы. Для того, кто хочет петь в церковном хоре и не собирается образовываться и меняться, затея эта бесполезная. Ведь у нас встречается много такого, что ни в консерваториях, ни в музыкальных колледжах не изучается. Другой мир, другая среда.

Надо иметь смирение и разум оценить себя: с каким бы дипломом ты ни был, народный артист или студент, все нужно начинать с нуля, с духовного младенчества. Обучение богослужебному пению начинается с изучения гласов и определенных обиходных мелодий.

Здесь множество музыкальных текстов, которые распеваются без нот. Если у человека богатая природа – голос, слух, память, – возможно, он быстро вольется в состав церковного хора. Каждый идет своим путем.

У Бога есть Свое промышление о каждом из нас. В нашем хоре, например, есть даже свои поэты – Алла Халимонова-Мельник и Владимир Жигур, к тому же чтец, записавший несколько дисков русской поэзии по эпохам, и другие примечательные люди.

Смена моего мышления и воспитание музыкального вкуса произошли еще в пору учебы в музыкальном училище Киева. Тогда советская власть запрещала печатать произведения классиков духовной музыки, таких как Павел Чесноков, Сергей Рахманинов, Виктор Калинников, Михаил Речкунов, Дмитрий Бортнянский, с оригинальными текстами.

И мы пели концерты Бортнянского, например, со светским текстом, но весьма одухотворенно, эмоционально. Музыка эта даже в таком виде настолько воздействовала на ум и дух, что мы, студенты, пели ее везде, где возможно, просто останавливаясь в парках, на станциях метро, когда по вечерам возвращались домой после занятий.

Мне с самого начала нравились качественные классические партитуры, когда гармония передает эмоциональное состояние, а не просто представляет красивые созвучия.

 

Важно, чтобы мелодия шла за словом и раскрывала его смысл, тогда можно проследить символизм интервала, аккорда или музыкальной фактуры. Так раскрывается внутреннее содержание, смысл каждого слова, и мы слышим в музыке сошествие во ад, Воскресение, Вознесение, тишину, скорбь и многое другое.

 Этот подход стал краеугольным камнем в моей работе касательно и поэтических текстов, и богослужебных.

Область настолько интересная, что бесконечно вдохновляет и подталкивает меня к развитию. Иногда из обиходных вариантов беру песнопения, зная, что это лучшее для создания молитвенной атмосферы в храме.

Путь к небесам

А певчим, воспитанным на других образцах, партитурах и звучаниях, поначалу многое кажется слишком простым и примитивным.

Тогда нужно раскрыть для них смысл, найти изюминку, что-то такое, за что можно ухватиться и сказать спасибо автору. Показать, почему мелодия пошла сюда и вдруг такая гармония возникла.

Есть, например, замечательный Пасхальный концерт Бортнянского «Приидите, воспоим, людие». Средняя его часть – «Распныйся и погребыйся» – скорбная, тяжелая для восприятия: идут диссонансы, аккорды передают эмоциональное состояние Богочеловека, близкого к смерти через Распятие. Думаю, до конца невозможно умом понять это.

И вот погребение, когда все голоса уходят куда-то вниз и ты воочию представляешь, что над тобой положена каменная плита. Потом – Воскресение, все раскрывается, как цветок из бутона, через восходящие мелодии.

Так средствами музыки иллюстрируется та или иная картина содержания произведения. Во многих песнопениях прослеживается и раскрывается сюжетная линия.

Например, в «Ныне отпущаеши», «Свете тихий» – откуда пришел этот свет? Что он для нас значит? Кого просветил? Каждое слово, раскрывая содержание, рисует какую-то картинку.

Многое в духовной музыке изменилось после празднования в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. Появились партитуры с оригинальными текстами и коллективы, записавшие эту музыку на носители.

Тогда же стало выходить множество пластинок, в частности, такого корифея, как Николай Матвеев из храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Москвы, собравшего гениальный хор. Пропагандистом духовного пения стал и Валерий Полянский, записавший с хором все концерты Бортнянского.

Главное – что эти пласты стали доступны исполнителям.

Что касается нашей епархии, то с приходом на Ставропольскую кафедру митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, необычайно музыкального человека из семьи с богатыми певческими традициями, в репертуаре архиерейского хора появилось много спокойной, эмоционально не выбивающейся музыки с ориентацией на молитву, а также монастырских распевов.

И в этой простоте я как музыкант с двумя высшими образованиями получаю огромное удовольствие.

 

Архиерейский хор сегодня исполняет и произведения, полезные в историческом плане, чтобы показать, как развивалась духовная музыка от древности к современности (в XVII веке музыку стали делить на светскую и духовную).

 И в органном зале у меня была попытка организовать концерты духовной музыки, в программе с камерным хором «Кантабиле» выступала я и хормейстером, и дирижером, и музыковедом.

Путь к небесам

Хотелось самой рассказать все, что имею в силу своей практики, багажа знаний. И показать, на что обратить внимание при прослушивании духовных произведений. Ведь некоторые думают, что хор, тем более с классическим репертуаром, – это неинтересно.

Даже завсегдатаи концертов в органном зале ревностно воспринимали наше появление в составе «Кантабиле» и долго к нам привыкали. А ведь человеческий голос – самый доступный и совершенный инструмент.

Встал вопрос: как выстроить хоровое исполнение так, чтобы не было скучно, шаблонно и чтобы классическая музыка не показалась слишком сложной для восприятия?

По аналогии: как младенца первоначально кормишь какой-то простой перетертой пищей, а первоклассника – уже другой, так и для слушателей был выстроен этот исторический концерт.

Ведь духовные песнопения – это жемчужины, бриллианты, их люди должны хотя бы раз в жизни услышать. А вдруг семя упадет на добрую почву?

Мы бы хотели выезжать в храмы, но подвижек пока мало. Так, в 2018 году на площадке у храма Преображения Господня города Ставрополя наш коллектив дал концерт, народу было человек двести, наверное.

Это было прекрасно! У настоятеля храма протоиерея Владимира Сафонова всегда на мероприятиях царит творческая атмосфера. Но других предложений выступить пока нет.

Хоровые соборы

Путь к небесам

На Рождество Христово и Пасху в Ставрополе обязательно проходят хоровые соборы. Эта традиция возникла благодаря инициативе и поддержке владыки Кирилла, его отеческой заботе о развитии хорового пения в митрополии.

На этих соборах Елена Болеславовна выступает в качестве музыкального редактора. Она обсуждает вопросы концепции соборов с правящим архиереем, собирает программы выступлений хоровых коллективов края, ведет переговоры с их руководителями по организационным моментам.

Как правило, первым номером на таких соборах выступает архиерейский хор, затем хор Ставропольской духовной семинарии и хор регентской школы, ведущие светские хоровые коллективы города, хоры приходских храмов.

Традиционно хоровые соборы проводятся в Казанском кафедральном соборе краевой столицы в следующее воскресенье после Рождества Христова и через неделю после Пасхи.

– То, что я не могу исполнить в храме, я воплощаю в «Кантабиле», – продолжает моя собеседница. – Ведь многие песнопения, например Артемия Веделя, Николая Дилецкого, сейчас не считаются традиционными для богослужения.

На одном из хоровых соборов мы спели Воскресенский канон Дилецкого со светским коллективом. После каждого из таких праздников духовной музыки долго не угасают необычайные переживания.

Но уже думаешь о том, что должно звучать через полгода, чтобы было нечто новое, в других формах.

В прошлом году Владыка пригласил детские коллективы – сводный хор воскресных школ храмов города Ставрополя и хор отделения духовной музыки Детской школы искусств краевого центра.

Итоговые песнопения соборов проводит сам Архипастырь, это либо задостойник, либо кондак праздника.

Митрополит Кирилл руководит хором, и мы всем собором поем «Многая лета». Очень тепло проходит и награждение, Владыка дарит всем коллективам подарки.

Путь к небесам

Суметь создать в Ставрополе площадку, где объединяются светские и церковные коллективы, вовлечь их в свой режим, передать свою любовь к музыке не так просто. Но правящему архиерею это удается.

Он сам как вокалист исполняет многие песнопения, особенно Страстной седмицы, когда молитвенный дух достигает своей кульминации.

Да, его попечение о церковном пении невозможно переоценить, митрополит Кирилл дает грандиозный заряд духа, переходящий в огромное желание работать над собой, и помогает духовному единению всех сопричастных этому.

 Юбилей хора «Кантабиле»

Путь к небесам
В жизни все происходит циклично. Философы считают, что все развивается по спирали, да и в моде периодически все возвращается на круги своя. Вот и в камерном хоре «Кантабиле» совсем недавно завершился определенный цикл – десятилетие.

Если на этапе становления в нем пели выпускники консерваторий и университета, то сейчас участниками коллектива являются уже сложившиеся музыканты с практикой концертной и театральной деятельности.

За эти годы у них, конечно, развился голосовой аппарат, они вокально окрепли, но порой подступает и гордыня: уже многое могу, чего-то стою. А кто-то просто постарел…

По многим причинам в течение прошлого года из коллектива ушло много певцов, а смены практически нет.

Талантливый ребенок, окончивший Ставропольский музыкальный колледж, старается поступить в столичный музыкальный вуз. И – остаться в Москве, например, где проще реализоваться. Потому-то с кадрами в хоре «Кантабиле» так тяжело.

Надеяться приходится только на чудо, ведь город наш провинциальный – красивый, теплый, но… удаленный от культурных центров.

– Вокалисты, струнники и духовики сюда приезжают разве что случайно, по каким-то специфическим причинам, – делится своими переживаниями хормейстер. – Но даже в этом случае не всегда можно взять их – штат укомплектован.

Поэтому многие из нас работают из-за преданности искусству. Вот если бы у городских властей появилось желание расширить хор! Бог даст, все устроится…

И мы пожелаем камерному хору капеллы «Кантабиле» творческих успехов и сбывающихся надежд. Хочется, чтобы что-то изменилось и во власти, и в обществе в целом по отношению к культуре, в том числе музыкальной.

А слушание духовной музыки возносит над суетой, способствует проникновению в надмирность. Если поется «Херувимская», душа уносится к Херувимам.

«Трисвятой Троице тайнообразующе» – каким-то непонятным образом преобразуется пласт всего земного в небесное. Надо впускать в себя эту глубину, пока есть возможность молиться и слышать духовное пение.

Нам как верующим людям нельзя останавливаться в своем развитии, поэтому нужно обязательно посещать концерты духовной музыки капеллы «Кантабиле». Музыканты готовы к сотрудничеству и со зрителями, и с представителями духовенства.

– «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5, 15), – заканчивает цитатой из Библии наш разговор Елена Болеславовна. – Нельзя допускать духовной небрежности, ведущей к расслаблению духа.

Это не безобидно и может лишить умиротворения и благости. Духовная музыка помогает нам войти в храм и через красоту хорового пения сделаться сопричастниками церковной жизни. И дальше знакомиться с более глубокими пластами Православия – Священным Писанием, наследием святых отцов.

Для каждого из нас, поющих духовную музыку, это трамплин к самопознанию, самосовершенствованию, появлению желания наследовать Царство Небесное.

Ведь на богослужении возникает такая красивая гармония церковных таинств и песнопений, что явственно ощущаешь переход из тварного мира в небесный.

Океан счастья! И понимаешь: увлекая нас в суету житейскую, диавол смотрит на всех людей глазами уничижающими. А Господь в каждом человеке видит образ Свой.

Реклама

Видео

Загрузка …