
Символика иконы Крестовоздвижения
Изначальная композиция изображения праздника Воздвижения Креста Господня была весьма простой: на ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест.
Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся.
Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками – священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.
С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать царицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом.
Иногда рядом с царицей Еленой изображают царя Константина. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий.
Иногда Крест держат исключительно равноапостольные Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.
В России в XVII веке встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и Московского патриарха.
Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, такая деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва
Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда мало, а иногда и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще на иконах есть изображения молящихся.
По одной версии, это жители Иерусалима, которые с ликованием встречают обретенную святыню. По другой – фигуры символизируют собой всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно поклоняется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.
И наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое изображение храма, чаще всего однокупольного.
Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, само же воздвижение Креста происходит по сути под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному.

Икона «Воздвижение Честного Креста» Россия, XIX — ХХ век
Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и другие церковные таинства.
Но еще важно вспомнить, что храмовые и городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собой Небесный Иерусалим – нашу небесную Отчизну и главную цель, которую стремятся достичь все, кто искренне верит в Христа Спасителя.