
«Да испытывает же себя человек»
Протоиерей Владислав ЛЕВЧЕНКО,
настоятель храма Казанской иконы Божией Матери
села Татарка Михайловского благочиния
Таинство Покаяния установлено, как и все таинства Церкви, Самим Господом нашим Иисусом Христом. Спаситель даровал Своим ученикам – апостолам власть отпускать грехи силою и действием Святого Духа, сказав: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).
Невидимые действия благодати в Таинстве Покаяния распространяются на все человеческие беззакония. Нет такого греха, который, при условии искренности раскаяния, не мог бы быть прощен кающемуся.
Упоминаемые в Священном Писании так называемые смертные грехи – не особый вид грехов, а именно согрешения нераскаянные: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… В таковых нет Господа Бога, аще не смирятся, и не истрезвятся от своего грехопадения.
Подобает им паче приступати к Богу, и с сокрушенным сердцем просити оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться даянием неправедным…» (Пятое правило Седьмого Вселенского Собора). От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердое намерение бороться с грехом, желание сотворить достойные покаяния плоды (Мф. 3, 8).
Священник же от лица Церкви молится о таком человеке Богу: «…Примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» (Молитва разрешительная. Чин исповедания грехов. Требник).
Этими словами Церковь констатирует, что: а) согрешивший отпал от полноты церковной; б) воссоединение происходит во Христе.
На втором пункте остановимся подробнее. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 56-57), – учил Господь Иисус Христос.
Подробно развивает эту мысль святой апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? <…>
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей.
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 10, 16; 11, 27-29).
В принципиальном плане нет ни одного человека, кто был бы достоин причащения Тела и Крови Господних, поскольку Христос свят, а все люди, даже христиане, осквернены грехом.
Однако, согласно православному учению о спасении, Тело и Кровь Христовы суть радикальные средства исцеления человеческой природы от греховной заразы: «Причащается раб Божий… во оставление грехов своих и в жизнь вечную», – эти слова священника слышал каждый молившийся за Божественной литургией.
А сильное лекарство необходимо применять весьма осмотрительно.
Осмотрительность в духовной жизни называется смирением, или, точнее, смиренный взгляд на себя и свои поступки есть признак того, что духовное состояние человека не безнадежно.
Смиренный мытарь, по слову Господа, вышел из храма более оправданным, нежели фарисей, кичившийся своими добродетелями: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).
Согласно нашему вероучению, грех сочетает в себе два качества – он есть одновременно и преступление, и болезнь. Например, нарушил человек правила техники безопасности (заповедь) и, как следствие, получил травму.
Чтобы получить исцеление, ему нужно обратиться к врачу, поскольку сам себя он не излечит. Затем нужно претерпеть ряд процедур, в том числе и болезненных, а также соблюдать режим (дисциплину).
Аналогично и в духовной жизни: в деле преодоления греха и его последствий покаяние – это борьба с грехом как с преступлением, а приобщение Тела и Крови Христовых – излечение от греховных ран в смысле болезни.
Налицо жесткая взаимная связь двух спасительных Таинств – Покаяния и Евхаристии. До XX века как в Православной Церкви, так и на католическом Западе причащению Святых Христовых Таин предшествовала исповедь (см.: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11, 28)).
В истекшем столетии под предлогом «возвращения к традициям» древней Церкви (вообще любимый лозунг всех обновленцев, от западных протестантов XVI века до современных) в ряде Поместных Православных Церквей (и у католиков) стало возможным причащаться без исповеди.
Как следствие – возникновение прослойки верующих (известны такие и автору статьи, и, к сожалению, в России), не особенно озабоченных покаянной дисциплиной. Рекомендую почитать «Письма к мирским» преподобного Амвросия Оптинского, в частности «О том, что Евхаристии должно предшествовать Таинство Покаяния».
Аналогичные мысли можно найти и у иных святых отцов и подвижников благочестия. Воспоминания одного такого подвижника – иеромонаха Хрисанфа (1894-1981), духовника скита Праведной Анны на Афоне, о практике подготовки к исповеди и святому причастию хочу провести здесь.
Он пишет о том, как готовились к этому таинству миряне в Греции примерно сто лет назад: «Большинство причастников, прежде чем приступить к таинству, за восемь дней до этого отказывались от мяса, за шесть – от рыбы, за три – от масла и приносили Богу чистейшую исповедь. Поэтому, когда они причащались, то были что ангелы по обличью. <…>
А то сейчас многие священники и богословы стали говорить, что можно причащаться вообще не постясь. Смотрите, так не поступайте» (Иеромонах Хрисанф. Сыны Света).
Комментарии, думается, излишни…