Выбрать страницу

«Да испытывает же себя человек»

«Да испытывает же себя человек»
Реклама

 

Протоиерей Владислав ЛЕВЧЕНКО,

настоятель храма Казанской иконы Божией Матери

села Татарка Михайловского благочиния

 

«Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. Так и человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Таинство Покаяния установлено, как и все таинства Церкви, Самим Господом нашим Иисусом Христом. Спаситель даровал Своим ученикам – апостолам власть отпускать грехи силою и действием Святого Духа, сказав: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Невидимые действия благодати в Таинстве Покаяния распространяются на все человеческие беззакония. Нет такого греха, который, при условии искренности раскаяния, не мог бы быть прощен кающемуся.

Упоминаемые в Священном Писании так называемые смертные грехи – не особый вид грехов, а именно согрешения нераскаянные: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… В таковых нет Господа Бога, аще не смирятся, и не истрезвятся от своего грехопадения.

Подобает им паче приступати к Богу, и с сокрушенным сердцем просити оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться даянием неправедным…» (Пятое правило Седьмого Вселенского Собора). От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердое намерение бороться с грехом, желание сотворить достойные покаяния плоды (Мф. 3, 8).

Священник же от лица Церкви молится о таком человеке Богу: «…Примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» (Молитва разрешительная. Чин исповедания грехов. Требник).

Этими словами Церковь констатирует, что: а) согрешивший отпал от полноты церковной; б) воссоединение происходит во Христе.

На втором пункте остановимся подробнее. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 56-57), – учил Господь Иисус Христос.

Подробно развивает эту мысль святой апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? <…>

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей.

Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 10, 16; 11, 27-29).

В принципиальном плане нет ни одного человека, кто был бы достоин причащения Тела и Крови Господних, поскольку Христос свят, а все люди, даже христиане, осквернены грехом.

Однако, согласно православному учению о спасении, Тело и Кровь Христовы суть радикальные средства исцеления человеческой природы от греховной заразы: «Причащается раб Божий… во оставление грехов своих и в жизнь вечную», – эти слова священника слышал каждый молившийся за Божественной литургией.

А сильное лекарство необходимо применять весьма осмотрительно.

Осмотрительность в духовной жизни называется смирением, или, точнее, смиренный взгляд на себя и свои поступки есть признак того, что духовное состояние человека не безнадежно.

Смиренный мытарь, по слову Господа, вышел из храма более оправданным, нежели фарисей, кичившийся своими добродетелями: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).

Согласно нашему вероучению, грех сочетает в себе два качества – он есть одновременно и преступление, и болезнь. Например, нарушил человек правила техники безопасности (заповедь) и, как следствие, получил травму.

Чтобы получить исцеление, ему нужно обратиться к врачу, поскольку сам себя он не излечит. Затем нужно претерпеть ряд процедур, в том числе и болезненных, а также соблюдать режим (дисциплину).

Аналогично и в духовной жизни: в деле преодоления греха и его последствий покаяние – это борьба с грехом как с преступлением, а приобщение Тела и Крови Христовых – излечение от греховных ран в смысле болезни.

Налицо жесткая взаимная связь двух спасительных Таинств – Покаяния и Евхаристии. До XX века как в Православной Церкви, так и на католическом Западе причащению Святых Христовых Таин предшествовала исповедь (см.: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11, 28)).

В истекшем столетии под предлогом «возвращения к традициям» древней Церкви (вообще любимый лозунг всех обновленцев, от западных протестантов XVI века до современных) в ряде Поместных Православных Церквей (и у католиков) стало возможным причащаться без исповеди.

Как следствие – возникновение прослойки верующих (известны такие и автору статьи, и, к сожалению, в России), не особенно озабоченных покаянной дисциплиной. Рекомендую почитать «Письма к мирским» преподобного Амвросия Оптинского, в частности «О том, что Евхаристии должно предшествовать Таинство Покаяния».

Аналогичные мысли можно найти и у иных святых отцов и подвижников благочестия. Воспоминания одного такого подвижника – иеромонаха Хрисанфа (1894-1981), духовника скита Праведной Анны на Афоне, о практике подготовки к исповеди и святому причастию хочу провести здесь.

Он пишет о том, как готовились к этому таинству миряне в Греции примерно сто лет назад: «Большинство причастников, прежде чем приступить к таинству, за восемь дней до этого отказывались от мяса, за шесть – от рыбы, за три – от масла и приносили Богу чистейшую исповедь. Поэтому, когда они причащались, то были что ангелы по обличью. <…>

А то сейчас многие священники и богословы стали говорить, что можно причащаться вообще не постясь. Смотрите, так не поступайте» (Иеромонах Хрисанф. Сыны Света).

Комментарии, думается, излишни…

Реклама

Видео

Загрузка …