Выбрать страницу

Руководствуясь священными канонами

Руководствуясь священными канонами
Реклама

«…Не различайте лиц на суде,

как малого, так и великого выслушивайте:

не бойтесь лица человеческого,

ибо суд – дело Божие»

(Втор. 1, 17)

Церковь – это сообщество людей. Поэтому здесь, как и в любом другом месте, могут возникать и возникают спорные случаи. Священнослужители – прежде всего люди, которые грешат и ошибаются. Для решения спорных вопросов и установления наказания за преступления против заповедей Божиих существует церковный суд.

О том, как он работает в Ставропольской епархии, нам рассказал председатель епархиального суда, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Татарка протоиерей Владислав Левченко.

Руководствуясь священными канонами - Священнослужители - Ставропольский Благовест

– Отец Владислав, не так давно к Вашим послушаниям прибавилось еще одно – председателя епархиального суда. Хотелось бы подробнее узнать об этой структуре и ее функциях.

– Да, по благословению нашего правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла – теперь несу и это ответственное послушание. В соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде в каждой епархии нашей Поместной Церкви существует такая структура, которая помогает правящему архиерею в осуществлении определенной части его полномочий. Конкретно – для выявления и оценки нарушений, допускаемых представителями духовенства (клириками и монашествующими), и избрания меры пресечения.

– А в отношении мирян?

– Канонические нарушения мирян – это прерогатива их духовников. Церковный же суд, исходя из Положения о церковном суде, может привлечь лишь мирян, относящихся к числу церковно-должностных лиц, то есть ответственных работников епархиальных структур.

– Что такое «канонические нарушения»?

– Церковь Христова имеет, если можно так выразиться, два измерения. Первое – мистическое: Церковь как богочеловеческий организм, как союз Бога с людьми. Второе – Церковь как земная организация, члены которой несут определенные обязательства и призваны соблюдать внутреннюю дисциплину. Эта дисциплина касается трех сфер. Первая – соблюдать в чистоте православное вероучение. Искажение вероучения есть уклонение в ересь. Второе – соблюдение Божиих заповедей, то есть норм морально-нравственного характера. Третья – как сказано выше, Церковь является еще и земной организацией, имеющей правила, если хотите, внутреннего распорядка. Организацией, устроенной иерархически, имеющей свою субординацию и этику, основанную, безусловно, на евангельских принципах. Хотя пункт первый – нарушение чистоты вероучения – это скорее догматика, чем каноника, однако такого ряда погрешности тоже рассматриваются как канонические нарушения.

– Батюшка, Вы сказали, что помогаете правящему архиерею. А как же принцип независимости суда?

– В Церкви такого принципа нет. Как нет и принципа разделения власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, изобретенного западными гуманистами в XVIII веке. А принцип функционирования церковной власти восходит к своему архетипу – единству Божественной власти, которую осуществляет над вселенной единый «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6, 15). Проекцией такой власти на нашу церковную действительность является принцип единства власти правящего епископа во вверенной ему епархии. С той, конечно, поправкой, что, в отличие от Господа Бога, не нуждающегося в советах Своих ангелов (Им же сотворенных), человек, облеченный епископской властью, порой нуждается в консультациях. Поэтому при архипастыре существует ряд консультативных органов. Важнейший – это епархиальный совет. Свое место занимает и епархиальный суд. Кстати сказать, в небольших епархиях совет выполняет и функции суда. Принцип единоначалия епископа в судебной сфере заключается в том, что именно он, епископ, является верховным или, как говорили в прежние времена, «крайним» судьей в своей епархии. Рассмотрение дел в епархиальном суде инициирует только правящий архиерей. Он же утверждает судебное решение (в случае согласия с ним) либо возвращает его на повторное рассмотрение.

В обязанности епархиального суда входят исследование обстоятельств представленного дела, его каноническая оценка и рекомендация возможного канонического прощения. Так что есть существенная разница в принципах церковного и светского судов.

– То есть архипастырь может осуществлять судебную власть и единолично?

– Безусловно, если дело не нуждается в дополнительном исследовании и каноническая оценка не требует обсуждения.

– Каковы принципы формирования церковного суда?

– Председатель суда, его заместитель и секретарь назначаются епархиальным архиереем, а члены суда (их обычно двое) избираются епархиальным собранием. Срок полномочий всех вышеперечисленных – три года.

– Велика ли загруженность епархиального суда?

– К счастью, подавляющее большинство духовенства – люди канонически совестливые. Мы имеем дело с исключениями из правил, а их совсем немного.

– У всякой сферы жизни имеется свой небесный покровитель. Есть ли такой у суда?

– Мы обращаемся к молитвенному заступничеству святого пророка Божиего Самуила. Этот святой – судья Израилев, жил и подвизался в XI веке до Рождества Христова. И нес одновременно три служения – был пророком, судьей в собственном смысле этого термина, а также правителем Израиля. Возвращаемся к теме единоначалия, о чем уже говорилось в начале нашей беседы. Конечно же, в таком деликатном деле, как судейское, мы, люди грешные и ограниченные, нуждаемся во вразумлении свыше.

– Отец Владислав, что Вы могли бы пожелать нашим читателям?

– Быть верными чадами Матери-Церкви, строить жизнь в соответствии с ее канонами и, конечно же, со святыми Божиими заповедями. Снисходительнее относиться к своим пастырям, не сразу и неохотно верить всякому слуху, порочащему священника, как и всякого другого человека. Наличие греха в нашем мире привело к тому, что в ряде случаев одни люди вынуждены судить других: родители являются судьями по отношению к своим детям, начальники – к подчиненным, учиненные судьи – по отношению к правонарушителям. Во всех остальных случаях нужно руководствоваться Христовой заповедью: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Беседовала Елена АНОХИНА
Реклама

Видео

Загрузка …