Выбрать страницу

Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская суббота
Реклама

Не короткая у нас жизнь – вечная. И ничто не кончится, и всё-всё продолжится… Почему-то именно в этот день ощущаешь, насколько мы неразлучны с нашими любимыми, с нашими усопшими.

Наверное, потому, что наступает Пятидесятница. День, считающийся днем рождения Церкви. Той Церкви, которую Ты, Христе, создал Своей Кровью и Своим Воскресением, которой посылаешь Святого Духа, чтобы отныне она жила и действовала в мире, вместе с Тобою спасая и преображая его.

День рождения Церкви, то есть всех нас. И вот вся Церковь молится. Не то, чтобы «о нас», но о себе самой.

Троицкая родительская суббота

Завтра – воскресенье, исполненное пламенных языков Духа Святого. Завтра Церковь будет молиться о своей полноте в единстве живых и усопших своих членов, как единый человек, который, молясь о себе самом, не разделяет себя-живущего и себя-умершего…

Завтра будут коленопреклоненные молитвы, в которых человек-Церковь молит о себе Бога Вседержителя, являя, открывая себя Богу во всей неприглядности, трагичности и сложности человеческого состояния, от покаяния: «…и помяни нас, смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас молящееся» до вопля взывания к Тому, Кто «очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися». Это мольба не здоровых о посторонних больных, не живых о посторонних мертвых. Это мольба Церкви о самой себе…

Троицкая родительская суббота

Это будет в воскресенье, в день Святой Троицы – Пятидесятницы. А пока – Троицкая родительская суббота, исполненная и трагизма смерти, и великого покоя, дарованного нам Тем, Кто смертью победил смерть. Об этом покое написал замечательный пастырь и богослов – протопресвитер Александр Шмеман в книге «Литургия смерти и современная культура», анализируя 118-й псалом: «Этот псалом раскрывает нам, что каждая смерть – это вход в огромную и светлую тишину Великой и Святой Субботы, благословенной Субботы, в утро невечернего дня Царства Божия. Таким образом, то, что древняя Церковь знала и переживала с самого начала, о чем она свидетельствовала и что утверждала выразительными надписями на гробницах: «Он жив», «Она жива», теперь превратилось в литургическое торжество, уникальное в своей глубине и красоте».

Действительно, именно в литургии, «общем деле», деле, продолжающем и утверждающем Воскресение, мы, как никогда, чувствуем единство Церкви. Да, за долгие века (об этом отец Александр писал не раз, и с особенной болью) целокупное переживание литургии как Воскресения пообветшало, богослужение как бы искрошилось, и от него отвалилась заупокойная частица, стала отдельной «требой об умерших», и мы, христиане, подобно язычникам, иногда взираем на «загробный мир» с неподобающим страхом, а на усопших – как на чужих и далеких, словно бы забыли, что смерть побеждена Христом, что в Церкви мы снова едины и близки…

Когда мы молимся об усопших на литургии, мы молимся не столько о них, сколько вместе с ними. Оттого в Троицкую родительскую субботу есть ощущение того, что храм переполнен, что мы с нашими усопшими стоим локоть к локтю. Но вместе с тем нам не тесно, мы – в свете и просторе Субботы, утра Воскресения. Потому что не мы перешли в «загробный мир» и не усопшие проникли назад в нашу земную юдоль – мы вместе с ними вступаем в невечернее Царство, в пространство жизни вечной.

По материалам сайта pravmir.ru
Реклама

Видео

Загрузка …